|
Игорь Ларин
Убить "Чайку"
Создатель и премьер театра "Монплезир" дал
единственную гастроль в Москве. Игорь Ларин дал почувствовать нам,
как мы ненавидим "Чайку", и за это ему спасибо. Тексты "устают" так
же, как несущие конструкции мостов и небоскребов. Удивительно, что
чеховские пьесы, написанные на заре века режиссуры и нещадно
интерпретировавшиеся на протяжении столетия, еще не
дематериализовались в тишине архивов. Еще удивительнее то, что,
завидев слово на букву "Ч", жирно напечатанное на афише, мы не
бросаемся стремительно прочь. Впрочем, нам есть оправдание -- мы
надеемся на Ларина.
Верный своей мании вытаскивать на сцену
весь сор, из которого выросли классические цветы, и заваливать их
этим сором густо-густо, -- Ларин не подводит. Он наудачу выхватывает
из "Чайки" первые подвернувшиеся реплики, пробует их на вкус и,
подавившись многоточием, выплевывает в зал. Люди, львы, орлы и
куропатки летят со сцены, унесенные потоком его больного сознания.
Пьеса разрушается на глазах, а мы с детской радостью следим за этим
процессом.
Мало-помалу из изжеванных сотнями ртов
строк материализуются два символа -- вечная женственность, которую
представляет народная артистка России Галина Карелина, и творческая
психея в исполнении Игоря Ларина. Женственность бьется в припадках,
заводит глаза и заламывает руки, нежная душа артиста, истерзанная
неутолимым нарциссизмом, не уступает ей по части чувствительности.
Но главным в этом бредовом диалоге становятся, конечно, разборки с
Чеховым.
Ненависть к классическому тексту позволяет
Ларину отыграть свой сквозной сюжет -- ненависть лицедея к своему
ремеслу. Он от собственной игры мучается похлеще, чем Тригорин от
своего сочинительства. Кажется, что он случайно или по чьей-то злой
воле оказался на сцене -- точке суши, где не дано оставаться самим
собой. И единственное, что ему остается, -- это издеваться над
драмой, попавшей в его руки, беззастенчиво перевирая привычные
интонации, последовательно вытравляя любой сантимент и разъедая
знакомые фразы соляной кислотой своей иронии.
Этот способ сценического существования --
перпендикулярно тексту, наперекор всем привычным подтекстам --
достаточно высоко котируется на сегодняшней актерской бирже.
Отчаянное фиглярство, не нуждающееся в любви почтенной публики, --
это естественный, сам собой напрашивающийся ответ тому сладкому
стилю "театра-праздника", который так любят в последнее время
отечественные звезды. Пока в разнообразных бенефисах мастера сцены
будут строить глазки публике, демонстрируя ей наработанные за
трудовую жизнь штампы, эта нигилистская традиция one-man-show
обречена на успех.
Ларину отлично удался спектакль Кости
Треплева. Огромные чайкины крылья, которыми он упоенно размахивает
над партером, опереточный стрекозиный костюм на Мировой Душе и
завывания уэбберовского Призрака -- это и есть "новые формы" в
представлении киевского мещанина. Правда, я не совсем понимаю,
сознательно ли Ларин втискивает столько кича в единицу сценического
времени, и подозреваю, что он любит эту попсу искренне -- вовсе не
позируя.
Характерно, что, делая репертуар
"Монплезира", Ларин всегда запаздывает: Вертинского он исполнял,
когда тот, официально признанный, уже застыл памятником самому себе;
"Буратино. Большая жизнь" играл в память Петра Алейникова, когда
ностальгия по "Трактористам" стала общим местом, а "Трактористы-2"
-- почти классикой. Сегодня он работает под аккомпанемент
пропыленных хитов Тома Уэйтса: семь лет назад столичная арт-тусовка
рыдала над его распевами, а сейчас про дядюшку Тома пишет "ТВ-Парк".
Но несмотря на эту провинциальность,
ставшую уже его фирменным знаком, Ларин по праву наслаждается
званием модного актера. Критики его любят, не могут не любить.
Писать о нем -- одно удовольствие. Его стиль -- играющий
подтекстами, вечно на что-то намекающий, нарочито усложненный --
укладывается в прокрустово ложе любой концепции, его работы так и
напрашиваются на многословную рефлексию. Порой кажется, что эту
идеальную концептуальность Ларину приходится искупать некоторой
скованностью манеры и любая непредсказуемость ему заказана.
Но стоит вспомнить, как он отрывался под Уэйтса -- накокаиненный творец со стеклянным взглядом за дешевыми темными очками, цветок зла, хиреющий на нашей бедной почве, -- и все претензии отпадают.
Виктория Никифорова
|