|
Юрий Никулин
Никулин, который всегда с
тобой
Юрий Никулин решил стать клоуном в пять лет. Для этого он
надел специально сшитый мамой костюм из желтого ситца с красными цветами,
пришел в гости и на пороге упал – точь-в-точь, как падали клоуны Барассета
в цирке на Цветном. Никто не рассмеялся. Он упал
еще раз. Все удивились. Никулин упал опять, и в общей тишине прозвучал чей-то
негодующий голос: «Мамаша, у вас сын припадочный, что ли?»
Аплодисментов он так и не дождался. Зато на следующее утро
болело все тело – Никулин был в синяках с головы до ног. Оказалось, что падать,
как Барассета, надо уметь. Но Никулину повезло –
первые уроки мастерства он мог брать прямо дома, в крошечной девятиметровой
комнатке в коммуналке, где он жил вместе с родителями. И мать, и отец
увлекались театром. Оба в юности играли в любительских спектаклях, отец в свое
время организовывал театры в провинции.
Переехав в Москву, отец устроился репортером в «Известия» и
начал подрабатывать, сочиняя цирковые репризы, эстрадные номера и сатирические
сценки. В детстве Никулин считал отца гением. Взрослые
его мнения не разделяли – Никулин-старший
постоянно ругался с редакторами, и многие его тексты так и не выходили в
печать. Зато он оттягивался дома – устраивал детские спектакли, сочинял сатирические
обозрения, которые разыгрывались его родными и близкими. Когда Никулин-младший
стал работать в цирке, отец начал писать для него репризы, но начальство часто
их браковало. Вот образчик его творчества – стишок из самодеятельного
масленичного ревю:
Я веселый, я не грустный,
Я поджаристый и вкусный,
Я для Юрок, Танек, Нин -
Блин! Блин! Блин!...
У Никулина-младшего не было выбора: он сразу отправился по
стопам родителя. Школа запомнилась ему как в тумане. Лучше всего он помнил свои
«номера» -- клоунаду «освобождение», которую он
разыграл, когда его заперли в стенном шкафу, а потом вызволили, и репризу
«Здравствуйте, Софья Крокодиловна!», которой он
изводил учительницу немецкого Софью Рафаиловну.
В 1939 году Никулина призвали в армию. Весной 1941 он начал
готовиться к дембелю: в то время «деды» делали не
альбом с фотографиями, а чемоданчик. В своем чемоданчике,
украшенном групповой фотографией футболистов «Динамо», Никулин хранил главное
сокровище – записную книжку, где было записано полторы тысячи анекдотов. 22
июня 1941 года, за месяц до увольнения, он шел с приятелями за пивом. «Товарищи
военные, правду говорят, что война началась?» -- спросил
их старик на станции. – «Никакой войны нет. Видите, мы за пивом идем.» ответили старослужащие. Но пройдя
еще несколько шагов, они увидели толпу, обступившую станционный репродуктор и
слушавшую сообщение Молотова.
Никулин служил в артиллерийской батарее под Сестрорецком, и война началась для него строго по
расписанию – уже вечером 22-го немецкие «юнкерсы»
начали минировать Финский залив. А потом началась блокада. Нет, на батарее,
конечно, никто от голода не умирал, но к весне 42-го все бойцы опухли, заболели
цингой и частично потеряли зрение. В округе не осталось ни одной вороны – всех
съели. У многих бойцов родственники жили в Ленинграде, и, получив
увольнительную, артиллеристы шли в осажденный город, не зная, живы еще их
родные или нет. Никулин организовывал самодеятельные концерты, но в соседних
подразделениях к «артистам» относились с предубеждением: вдруг еще за
выступление еды попросят.
От такой жизни Никулин заболел воспалением легких, только
выздоровев, был контужен снарядом, а потом попал в разведку, где научился брать
языка и играть на гитаре «Гоп со смыком». Только в 44-м началось наступление на
Ленинградском фронте. А еще год после войны Никулин дослуживал в Восточной
Пруссии, где занимался своей любимой художественной самодеятельностью и портил
казенное имущество: выходил на сцену с громадным молотком, подбирал с пола
что-то невидимое, клал на стул и со всей силы бил молотком. Стул разлетался
вдребезги. «Что ты делаешь?» -- спрашивал партнер.
«Расщепляю атом» -- отвечал Никулин: опыты Бора и
Гейзенберга только что были описаны в газетах.
Звезда солдатской самодеятельности, фронтовик с тремя медалями,
Никулин был уверен, что, вернувшись в Москву, поступит в любой творческий вуз.
Но во ВГИКе ему сказали: «Знаете, товарищ Никулин, в вас что-то есть, но для
кино вы не годитесь.» В Щепкинском
училище он услышал «Спасибо, достаточно», едва начал читать стихотворение. В ГИТИСе не нужен был комик. Оставалось идти в студию
клоунады при цирке на Цветном бульваре.
Так он попал в сказочный мир шамберьеров и форгангов, флик-фляков и
бутафорских тараканов, сальто-мортале и фордершпрунгов,
подсадок и дрессированных крокодилов, вылезающих из цилиндра кроликов и
исчезающих в цилиндре яиц. На лекциях по истории цирка Никулин услышал страшную
историю про клоуна, разрезавшего себе рот, чтобы можно было целиком засунуть в
него кулак – этот номер очень нравился зрителям. Он узнал про легендарную
пантомиму «Черный принц», антре «Отравленный торт», трюки семьи Труцци и незабываемый смех клоуна Киссо.
Этот Киссо работал труднейший номер: выходя на арену,
он замечал какого-нибудь униформиста и начинал над ним смеяться. Его хохот
заражал целый цирк, а сам он от смеха падал на ковер. Его уносили на носилках,
а в последний момент он приподнимался, взглядывал на униформиста и издавал
последнее тоненькое «И-и-и-и…» Однажды Киссо с обычным успехом проделал свой номер. Под стон публики
его положили на носилки и понесли за кулисы. Но он почему-то не сказал
финальное «И-и-и…» И только за кулисами униформисты увидели, что сердце старого
клоуна разорвалось прямо на арене.
Еще Никулин записал сценарий классической клоунады: Белый и
Рыжий устраивают «американскую дуэль»: тот, кто вытащит из шапки бумажку с
надписью «Смерть» должен застрелиться. Рыжий вытягивает бумажку и читает «Сме… Сметана!» «Нет, это «смерть». Ты должен застрелиться,» -- говорит Белый. Рыжий берет пистолет и, грустный, уходит
с арены. Из-за кулис слышится выстрел. Белый крестится. Из-за занавеса выбегает
Рыжий с дымящимся пистолетом и радостно кричит: «Я
промахнулся!»
Никулина учил Дмитрий Альперов,
выступавший еще до революции. Слушая старого клоуна, он быстро понял, что
политические потрясения, научные открытия и вся большая жизнь, шумевшая
снаружи, никак не влияли на герметично замкнутую, освященную непонятными
традициями жизнь цирка. В этом тесном сияющем мирке
ничего не менялось столетиями. Все так же на нового артиста, впервые выходящего
на манеж, норовили сбросить мешок опилок. Все так же обращались к заслуженным
клоунам – «дядя Ваня» или «дядя Юра». Казалось, здесь не слыхали
о Советской власти. А последние новости нужны были только клоунам – они делали
из них смешные репризы.
Великие исторические события – вроде расщепления атома –
были лишь поводом для незатейливых шуток. Зато самые несерьезные вещи
становились вопросом жизни и смерти. Однажды Никулин чуть не женился на
молоденькой гимнастке. Пленила его не девушка, а тайна: ее отец обещал
рассказать ему после свадьбы старую клоунаду «Братовы
штаны»: «Никто ее не знает. Очень смешная.» Никулин
долго мучился, но все-таки устоял и не женился. Так мир и не узнал, что же
происходило в «Братовых штанах».
Странные люди населяли этот мирок, обидчивые, азартные и
легкомысленные, как дети. Вот запись из дневника Никулина: «Сегодня за кулисами
страшно ругались и спорили клоуны Демаш и
Мозель (по афише Жак и Мориц). Они долго
выясняли, кто из них первый придумал при выходе Мозеля на манеж кричать LПолундра!¦. Мы, артисты,
униформисты, присутствуя при их споре, смеялись, а они чуть не
подрались.» А Михаил Николаевич Румянцев терпеть не
мог, когда к нему обращались по имени-отчеству или «товарищ Румянцев». «Я
Карандаш!» -- кричал он.
Появлялись иногда здесь новаторы, пытались выбросить парики
и огромные ботинки Рыжего и Белого, сочиняли актуальные репризы. Но великий
Карандаш говорил: «Это все временно. Публика этого кушать не будет.» И был прав.
Как и сотни лет назад, в цирке
существовала своеобразная дедовщина. Никулин со своим первым партнером Борисом
Романовым долго работали ассистентами знаменитого Карандаша. Муштровал он их
нещадно. Кричал, ругал. Когда труппа Карандаша ездила на гастроли, Никулину с
Романовым доставался билет в плацкарте, а великий клоун ехал в мягком вагоне. Они не только ассистировали
ему в цирковых номерах, но и готовили к представлению реквизит, чистили и
выгуливали собак, -- и все это при 3-4 представлениях
в день. Но никаких обид не было. Карандаш, по собственному выражению, ткнул
начинающих клоунов «носом в опилки». Закончив его суровую
школу, можно было не бояться огромного циркового амфитеатра и молчания
публики.
Карандаш, хоть и покрикивал, но учеников своих любил,
хлопотал над ними как наседка. Любил похвастаться своими помощниками. А
особенно выделял среди них Михаила Шуйдина –
«серьезного мужика». Шуйдин во время войны был
танкистом, горел в танке, и перед каждым выступлением должен был замазывать
шрамы от ожогов. Хмурый, немногословный, маленький, он составил идеальную пару
длинному смешному Никулину. Карандаш свел их в клоунский дуэт, а через год они
от него ушли – надоела дрессура.
Потом Карандаш сердился: «Я тебя выучил, я тебя женил…» Дело
в том, что Никулину понравилась хорошенькая девушка из конно-спортивной школы и он пригласил ее в цирк. В тот вечер он работал
«подсадку» -- изображал случайного зрителя, которого
Карандаш вытаскивает из зала и сажает на лошадь. Но когда лошадь убегала за
кулисы, Никулин не сумел увернуться, получил копытом по голове и потерял
сознание. В отличие от великого комбинатора, его ранило серьезно. Девушка была
потрясена. На следующее утро она сумела прорваться к нему в больницу, через
неделю, выписавшись из больницы, Никулин повел ее в кино, а еще через полгода
они поженились и прожили вместе сорок лет.
А пока Никулин с молодой женой и Михаилом Шуйдиным отправились на гастроли по маршруту Счастливцеа-Несчастливцева: из Керчи в Вологду, да из
Вологды в Керчь. Несколько лет они разъезжали по стране, знакомились с
провинциальными клоунами, играли «Сценку на лошади» и интермедию с таинственно
исчезающими яйцами, покупали в Бологом лук, а в Тарховке
– пуховые платки, потому что так дешевле. Гениальный клоун Мусля
научил их вынимать из кармана горящую свечку и доставать изо рта бесчисленное
множество яиц.
И только в 1958 году, когда Московский цирк поехал на
гастроли в Швецию, Никулин и Шуйдин удостоились
высшей чести – их назначили коверными. Вернувшись с гастролей, они «в том же чине»
перевелись в Ленинградский цирк. И вскоре эта пара уже была бессменными
коверными Московского цирка на Цветном бульваре. И совсем незаметно наступило
время, когда немолодые артисты стали обращаться к Никулину «дядя Юра». Поначалу
он смущался.
Свою цирковую маску Никулин разрабатывал долго. В его время
было много смеющихся клоунов. Но Никулин смеяться на арене не умел – выходило
неестественно и грубо. Поэтому он решил, что во всех переделках его герой будет
сохранять невозмутимое лицо – как у знаменитого американского комика Бастера Китона. Сначала в цирке,
а потом и в кино он разработал тончайшие оттенки туповатого
недоумения, озарявшего его неподвижную физиономию. А проблему грима Никулину
помог решить коллега. Он зашел в его гардеробную, посмотрел, как Никулин делал
себе из гуммоза нос, и сказал: «А ты зря гримируешься. Выступай без всякого
грима. У тебя и так глупое лицо.»
Впервые его маска появилась на киноэкране в 1958 году.
Никулин снимался в фильме режиссера Файнциммера
«Девушка с гитарой». Первый раз увидев себя на экране,
он был в шоке: «Не считая себя красавцем, я, в общем-то, думал, что выгляжу
нормальным человеком, а тут на экране полный кретин, с гнусавым голосом, со
скверной дикцией.» Но зрителям его персонаж – чокнутый
пиротехник, который пугает всех своими шутихами, --понравился. Сегодня никулинский персонаж кажется единственным живым человеком в
насквозь фальшивой «Девушке».
Режиссер Гайдай, только что придумавший троицу «Трус – Балбес – Бывалый», довольно долго искал актеров, способных
воплотить эти мощные образы. Только с одной ролью проблем не было. Увидев
Никулина в «Девушке с гитарой», он заявил: «Ну, Балбеса искать не надо.» «Балбес» подсказал Гайдаю множество трюков, без которых
не было бы потом знаменитых комедий «Операция «Ы» и «Кавказская пленница».
Фильм «Самогонщики» вырос из сценки, которую разыгрывали в цирке Никулин и Шуйдин. А в «Бриллиантовую руку» Никулин перенес старую
репризу Белого и Рыжего с диалогом: «Ты что, глухонемой?!» --
«Да!»
Троица «Трус – Балбес – Бывалый»
пользовалась бешеной популярностью. Они снимались во всех телевизионных
огоньках, на них рисовали карикатуры не только в «Крокодиле», но и в серьезной
партийной прессе. Даже Николай Озеров, комментируя футбольные матчи, поминал гайдаевскую троицу. Поэтому когда Никулин, признанный
комик, стал играть в кино серьезные драматические роли, для зрителей это было
шоком. Роли Никулина в «Двадцати днях без войны» и «Чучеле» стали откровением.
Оказалось, что он играет немножко под Габена – неподвижное
лицо, харизматическое обаяние и тончайшие переливы мысли в маленьких серых
глазах.
Впрочем, даже на самых серьезных съемках с Никулиным
происходили какие-то несерьезные происшествия. В 1965 году он снимался в
классическом фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». При первой встрече
режиссер показался ему «молодым и несерьезным». Но вскоре актер проникся
уважением к начинающему гению. Роль в «Андрее Рублеве» была маленькая: Никулин
играл монаха Патрикея, которого пытают татары, чтобы
выведать, где он прячет «золото и бриллианты». На съемках Никулин всех потряс.
По сценарию, татарин подходил к нему, связанному, и тыкал факелом прямо в лицо.
Сначала Никулин закричал, потом заорал, потом завизжал. Его дикий вопль
разносился по съемочной площадке. «Как хорошо работает артист!»
-- мечтательно сказал Тарковский. И только когда Никулин начал ругаться
матом, съемку прервали, и выяснилось, что горящая солярка лилась с факела прямо
на ноги артиста, а он, связанный, и шевельнуться не мог.
Несмотря на все успехи в кино, родным домом «дяди Юры» сорок
лет был цирк на Цветном бульваре. С 1982-го года он был его директором. Сейчас
цирк возглавляет его сын Максим. Но каждый раз, когда приходишь в Старый цирк,
кажется, что Никулин-старший
где-то здесь. Просто вышел на минутку и сейчас вернется. Рядом со входом стоит памятник ему, отполированный детскими
ладонями. А перед началом представления раздается его неповторимый сипловатый
голос: «Уважаемые зрители, представление начинается!» И это тоже часть вечного
праздника под названием «Юрий Никулин».
Виктория Никифорова
|