|
Виталий Соломин
Приключения доктора
Ватсона
На съемках очередной
серии «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» вокруг съемочной площадки
собралась толпа. Главный Холмс наших дней Василий Ливанов прогуливался,
стараясь держаться поближе к фанатам. Но народ безмолвствовал и автографов не
просил. Зато стоило выйти Виталию Соломину, как толпа дружно взревела:
«Элементарно, Ватсон!»
На самом деле Соломин не любил своего Ватсона примерно так
же, как Конан Дойль –
своего Холмса. Он раздражался, когда к нему приставали с
«элементарно, Ватсон!», а журналистов, спрашивавших,
что он думает о своей самой известной роли, обрезал: «Мои театральные роли
намного интереснее! Ватсон - это "чтиво",
всего лишь детектив. Конан Дойль
- это же не Чехов, не Грибоедов и не Сухово-Кобылин! Только в классике актер
может продемонстрировать, на что он способен.» Журналисты
удивлялись. Соломин – само веселье на экране и на сцене – в жизни вообще
удивлял жесткостью оценок и мрачностью взгляда. Биографы актера даже сочинили
климатическую теорию, объяснявшую парадоксальный характер Соломина. Он, мол,
родом из Читы, а там летом жарко, а зимой холодно. На самом деле, у Соломина было достаточно личных проблем,
чтобы ожесточиться.
Виталий Соломин родился в интеллигентной семье. Родители
были профессиональными музыкантами. Старший брат Юрий был солистом хора.
Стройный, красивый, он вытягивался в струнку на авансцене и ангельским голоском
вызванивал «По долинам и по взгорьям». Виталий был на шесть лет моложе. У него
был нос картошкой. Успех у одноклассниц ему не светил. Музыку он ненавидел. Но
родители решили, что он должен идти по стопам старшего брата и отдали его в
музыкальную школу. Несколько лет он терзал нервы педагогам, а однажды пришел в
музыкальную школу, дернул дверь, а она не открылась. Соломин-младший
примчался домой и радостно заорал с порога: «Школу закрыли!» На самом деле
дверь на 30-градусном морозе просто примерзла, но родители поняли, что из
младшего проку не выйдет и махнули на него рукой.
Виталий забросил музыку и поступил чуть не во все спортивные
секции сразу. Но вокальным успехам брата нельзя было не позавидовать. Тогда он
решил, что станет певцом в оперетте и придумал себе
сценический псевдоним «Витальянский». Еще он страшно
завидовал тому, как расхаживают по сцене эстрадные певцы с микрофоном, и все
мечтал так же спеть в микрофон. Один раз он даже рискнул выйти на школьную
сцену с гитарой. Гитара оказалась расстроенной, голос – осипшим.
Юрий уже был в Москве, но Виталий легко представил, как тот над ним смеялся бы.
Впрочем, мечта о микрофоне его не отпускала его еще сорок лет, пока он не
поставил в Малом театре мюзикл «Свадьба Кречинского».
В 17 лет он отправился в Москву, в Щукинское
училище. Почему в Щуку? Во-первых, другого он просто
не знал. Во-вторых Щуку годом раньше закончил
блистательный старший брат и сразу же поступил в труппу Малого театра. «Я и не
знал, что в Москве есть какие-то еще театры, кроме Малого,»
-- рассказывал Соломин тридцать лет спустя. Брат устроил ему прослушивание:
нашел репетиционный зал, уселся в первом ряду, нога на ногу и, задумчиво кивая
и снисходительно посмеиваясь, выслушал в исполнении Виталия басню, прозу и
стихотворение.
Курс Николая Анненкова, на котором учился Соломин-младший, оказался одним из
самых сильных в истории Щуки. Там учились Олег Даль, Виктор Павлов, Михаил
Кононов, Ярослав Барышев. Соломин был из них самым
честолюбивым. Он во всем хотел быть первым – на занятиях по дикции и уроках
танцев, на вечеринках и в спорах. Когда он пришел в Малый, то увидел, как лихо рубятся в теннис Пров Садовский и Виктор Коршунов. Соломин не умел играть
совсем. Но, единственных из молодых артистов, он каждое утро приходил в
спортзал театра и там часами стучал мячом об стену. Он не успокоился, пока не
отработал удар и не обыграл Прова Садовского,
игравшего почти профессионально. Соломин всю жизнь кому-то что-то доказывал –
может быть, брату, но скорее, самому себе.
Своей карьерой в Малом театре он был не слишком доволен. За
тридцать лет он сыграл там несколько главных ролей – Ипполита в «Не все коту
масленица», Чацкого в «Горе от ума», Фиеско в
«Заговоре Фиеско в Генуе», Иванова в своем спектакле
«Иванов», Кречинского в «Свадьбе Кречинского» -- но
они перемежались годами простоев. У Соломина
был вкус к режиссуре, но его постановки очень трудно пробивались к зрителю.
Однажды он ушел из Малого в театр Моссовета, сыграл там «Печального детектива» -- одну из лучших
своих ролей -- но через год вернулся.
Собственно, из Малого ему некуда
было податься. Его искусство принадлежало 19-му веку. Он всей душой любил
разные актерские штучки, эффектные выходы, сложный грим, трюки, -- все то, что
могло органично выглядеть разве что в оперетте или в Малом.
В роли Чацкого он, вылетая на сцену, с размаху падал. В роли Кречинского,
воскликнув «Ах, как тяжела бывает порой жизнь!»,
ласточкой бросался на руки своего старого слуги. Даже образ доктора Астрова он
обогатил водевильными придумками: старожилы Малого до сих пор с ужасом
вспоминают, как поддавший чеховский интеллигент уползал со сцены на
коленях.
Он и в жизни обожал розыгрыши, вечеринки, праздники. Кутил, как купец Островского: однажды на Новый год добыл для ужина
в Малом такого огромного осетра, что его на блюде несли восемь человек.
На репетициях мог доводить своих студентов до слез, а вечером собирался с ними
и на спор перепивал самых молодых. Единственный раз Соломину удалось воплотить
свою страсть к старому театру, с его шутками, розыгрышами, вечным маскарадом в
своем спектакле «Свадьба Кречинского». Этим мюзиклом Александра Колкера открылась сцена филиала Малого театра и почти
десять лет «Свадьба» была самым кассовым спектаклем театра.
С приходом на пост худрука старшего брата жизнь Виталия
Соломина в театре легче не стало. Он много работал на стороне и одним из первых
начал ставить в антрепризе. У него вообще было чутье хорошего антрепренера. Он
догадался поставить мюзикл «Свадьба Кречинского» за несколько лет до прихода
всенародной моды на мюзиклы. Он начал работать в антрепризе, когда и слово-то
само было в новинку.
Антреприза была совсем новым бизнесом, но Соломин сумел, как
говорил купцы Островского, «поставить себя». Артисты, разъезжавшие со
спектаклем, постоянно сталкивались с жуликами. Их то и дело норовили обсчитать,
занижали кассовые сборы, селили в дешевые гостиницы, словом, всеми средствами
нарушали контракт. Но тут на сцену выходил Соломин в роли продюсера. Он рычал
на мошенников, грозил, что все сейчас же уедут и не
будут играть спектакля, и все как-то утрясалось.
В кино Соломин-младший
поначалу обогнал Соломина-старшего. Его заметили в
фильме «Старшая сестра» тогда, когда кинокарьера его
старшего брата была еще под вопросом: Бондарчук попробовал Юрия Соломина на
роль Андрея Болконского, но предпочел ему Вячеслава Тихонова. Кирилла в
«Старшей сестре» Виталий Соломин сыграл так весело и ярко, что в кулуарах
начали говорить,будто эту
роль знаменитый драматург Александр Володин написал с самого себя. Потом
Виталий сыграл главную роль в фильме «Женщины», и вновь – ворох хвалебных
рецензий и завистливые взгляды коллег. Но тут страна узнала точеный нос и
голубые глаза Юрия Соломина в «Адьютанте его
превосходительства», и с тех пор его младший брат был обречен
всю жизнь слышать про себя: «Соломин? А, это который адъютант?» В
киномире есть своя система амплуа, не менее жесткая, чем в театре. Юрия
назначили современным героем, а Виталия зачислили в категорию интеллигентов. Старший
играл главные роли в статусных фильмах – он снимался в
роскошной ко-продукции «Дерсу Узала» у Акиры Куросавы и покорял сердца своей спокойной, «гагаринской» улыбочкой в «Хождении по мукам». Младшему, как
мы понимаем сейчас, повезло больше: «Приключения Шерлока Холмса» стали
классикой, а кто сегодня вспомнит «ТАСС уполномочен заявить»? Но тогда Соломин-младший, давая интервью,
предпочитал не упоминать о брате.
Однако именно это пожизненное соперничество, эта
дружба-вражда, замешенная на зависти и ревности, обогатили жизненный опыт
Соломина и сделали его гением партнерства. Его лучшие роли созданы в дуэте с
сильным партнером, которого он с азартом пытается переиграть. Он вглядывается в
чужое лицо как в зеркало, копируя чужую мимику, передразнивая ее, играя на
тонких контрастах с партнером. У англичан есть хорошее слово, которым они
называют взаимодействие актеров – «химия» (chemistry). Соломин был великим химиком, просто Менделеевым.
Вместе с Юрием Соломиным они
сыграли братьев Айзенштадт в телефильме «Летучая
мышь» и Соломин-младший сумел
затмить своего титулованного брата. Юрий Мефодьевич
работал в своем всегдашнем амплуа героя-любовника, а Виталий Мефодьевич наводил лоск на старинное амплуа простака. А
простак в оперетте роль, по определению, более выигрышная. Елена Сафонова, в
дуэте с которой Соломин сыграл Вадима – подловатого любовника, незадачливого
конформиста – в культовом фильме 80-х «Зимняя вишня», вспоминала о его профессионализме
с благоговением. Василий Ливанов, познакомившийся с ним на съемочной площадке
«Шерлока Холмса», стал его закадычным другом. В тусовке
их так и прозвали «муж и жена».
Вскоре после выхода на телеэкраны «Приключений Шерлока
Холмса и доктора Ватсона» влиятельная английская газета The
Daily Mail назвала Ливанова
и Соломина "лучшей парой Холмс-Ватсон на континенте". До сих пор
знаменитый телесериал Игоря Масленникова выходит в Британии на кассетах и DVD
с английскими субтитрами.
На английском интернет-сайте, посвященном истории
экранизации «Записок о Шерлоке Холмсе», можно прочитать, что чистокровные
британцы думают о русском актере, ни слова не знавшем по-английски: «Этот актер
ближе всего к Ватсону, созданному моим воображением.» «Со своими песочными
волосами и военной выправкой, он воплотил самую суть военного врача Британской
империи.» «Несмотря на все совершенство игры Ливанова-Холмса, истинная звезда
сериала – Соломин-Ватсон».
В чем-то его сходство с английским джентльменом
викторианской эпохи действительно мистическое. После раннего неудачного брака с
актрисой он нашел женщину, ставшую ему верным другом и прожил с ней двадцать
восемь лет. Она тоже была актрисой, но он запретил ей играть: неприлично
красивой женщине ездить на съемки в одном купе с мужчинами. Однажды режиссер
уговаривал его поцеловать жену перед камерой. Соломин не смог: «Актрису любую
поцелую, а жену не могу!» Типичный викторианец, он
предпочитал элегантно умалчивать обо всем личном -- о
сложных отношениях со старшим братом, о начинающейся гипертонии. Воле его и
выдержке тоже мог бы позавидовать военный врач Ватсон. «Каменный цветок» -- назвал его как-то в сердцах режиссер Кончаловский.
Но сколько бы он ни молчал, внутренняя горечь накапливалась.
Соломин выплеснул ее в своем последнем спектакле «Иванов»: он сам поставил его
и сыграл в нем главную роль. В чеховском герое он
увидел себя и сказал об этом в одном из последних интервью: «Окружающие Иванова
люди живут растительной жизнью, не думают о своей душе и о том,
что будет дальше. Люди вообще мало о себе знают. Человечество — как
слепые котята. Можно, конечно, не задумываться. Можно
поддать, пиво, бабки, бабы, работа, карьера, дачу построил, на старость
себе приберег, и все чудно. И все равно приходит последний
момент, когда спрашиваешь себя: а зачем жил? Так вот, к таким людям,
как Иванов, этот вопрос приходит с детства.»
В последние годы обычная мрачность Соломина усугубилась.
Его, совсем как чеховского интеллигента, раздражала окружающая пошлость.
Журналистам, интересовавшимся его планами, отвечал словами Иванова: «Нас мало,
а работы много, Боже, как много...» И добавлял от себя: «В общем,
то, что нужно сделать, в одиночку провернуть невозможно, а тех, кто мог бы это
сделать, еще и гнобят...»
В марте 2002 года народный артист СССР, экс-министр
культуры, кавалер ордена «За заслуги перед отечеством» IV степени Юрий Мефодьевич Соломин был выдвинут на
очередную Госпремию за роль Фамусова в «Горе от ума». В апреле он распорядился
снять с репертуара любимый спектакль Виталия Соломина «Свадьба Кречинского». 23
апреля Валерий Баринов зашел к Соломину в гримерку перед спектаклем и сказал: «Слушай, получается, я
сегодня в последний раз играю.» «Наверное, мы все
скоро сыграем в последний», -- ответил Соломин, накладывая грим. Он вышел на
сцену в своей любимой роли, произнес любимые, годами отполированные реплики.
Когда он в сцене благословения встал на колени перед 85-летней Татьяной
Панковой (Атуевой), она испугалась: пол-лица Соломина
уже было парализовано. «А я ничего не поняла,» -- плакала
потом на панихиде Панкова. – «Я не поняла, почему он встал и пошёл к Саше
Потапову – очевидно, за физической поддержкой. Но потом он взял себя в руки и
доиграл сцену до конца – там было ещё фраз 6 или 7. А потом сел в кресло и уже
не встал.»
В антракте Соломина увезли в
больницу. Больше месяца врачи боролись за его жизнь, но поздним вечером 28 мая
2002 года его сердце остановилось.
Виктория Никифорова
|