|
Збигнев Цибульский
И пораженья от победы...
Збигнев Цибульский
умер в сорок лет, на два года пережив Жерара Филипа и почти в два
раза -- Джеймса Дина, своих соперников в борьбе за раннюю славу,
любимцев богов. Он успел отяжелеть и поскучнеть. После "Пепла и
алмаза" и -- в меньшей мере -- "Поезда" Ежи Кавалеровича жизнь его
представляла повторение пройденного. Удар в челюсть, которым Даниэль
Ольбрыхский ответил на ехидную реплику околокиношного подлипалы
("Вот, Збышека нет, ты себе все главные роли и забрал"), выглядел
излишней аффектацией уже в момент появления "Все на продажу". По
большому счету, Збышека не стало задолго до его смерти.
Роль, сделавшая его
кумиром прогрессивного человечества, Мацек в "Пепле и алмазе",
опустошила Цибульского, вобрав в себя все, что он мог сказать -- на
том невнятном и пронзительном языке взглядов и жестов, которым
великие актеры говорят с миром. Все его страхи (а он не слишком
успешно работал до этой встречи с Вайдой и робел провала), все его
счастье -- бесконечные крупные планы, где было так просторно его
лицевым мускулам, -- остались в прямоугольнике кадра. Всю оставшуюся
жизнь он проходил тенью собственного героя.
Между тем, что и кого
играл Цибульский в "Пепле и алмазе", решительно непонятно. То ли
предателя, то ли борца за правое дело. То ли труса, то ли героя.
Прелесть его message заключалась в полной невнятности. Его проходы,
его паузы, его взгляд в никуда запоминались раз и навсегда, но слова
выпадали из памяти, едва успев прозвучать. Победу праздновала чистая
фактура актерской игры, обеспечившая бессмертие "Пеплу и алмазу".
Интуитивизм Цибульского идеально совпал с иррациональностью раннего
Вайды, увлекавшегося Бунюэлем и мечтавшего снять фильм, где вообще
не было бы диалогов.
Это безответственное
отношение к мотивировкам персонажа позволило Збышеку создать типаж,
доступный любым интерпретациям и послушно подчиняющийся всем идейным
установкам. Он был всем хорош -- и нашим, и вашим, и левым, и правым
-- рыцарь, полный страхов и беззащитный перед упреками, герой
растерянного поколения. Зыбкость повадок он возвел в абсолют, а
своим подслеповатым взглядом обезоружил всех поклонников
определенности. Неспособный даже на последовательный эскапизм, он
ввел в моду поражение и уход от ответа -- в молчание, в расплывчатую
улыбку, в смерть, наконец.
В идейном смысле
Цибульский был нашим -- и весьма убедительным -- ответом Джеймсу
Дину. Шествию контркультуры он противопоставил осторожную,
полуосознанную оппозиционность, идейно выдержанной наркомании --
патриархальное пьянство. К этому джентльменскому набору "бунтаря без
идеала" он прибавил ту нежную ауру славянской души, которая смягчала
любые его эскапады, превращая попытки убийства в чистое самоубийство
и заранее обрекая все замыслы с размахом.
Решающее же его
отличие от неврастеников, целый десант которых выпустила в
пятидесятые студия Ли Страсберга, заключалось в его старомодности.
Система Станиславского, приспособленная Страсбергом для нужд кино,
дала экрану несколько поколений актеров, ловко "переживающих" все
проблемы современного человечества и решительно не созданных для
классических сюжетов. Техника Цибульского на этом фоне выглядит
невозможно, неприлично театральной. Ему бы Дон Карлоса играть -- с
этой изощренной барочной отделкой жеста, с утрированной мимикой,
гримирующей роковые страсти его романтического героя. Естественно,
он неподражаемо играл лирические устремления, восторг, и нечто, и
туманну даль...
Но эта вызывающая
старомодность не помешала ему уловить самую суть современного
умонастроения, царившего по нашу сторону железного занавеса. Он был
обаятельнейшим пораженцем всех времен и народов. После "Пепла и
алмаза" лучшие актеры соцлагеря десятилетиями состязались в том,
кому лучше удастся воплотить комплекс неполноценности. Но
Цибульского не переиграл никто. Его соотечественник и подлинный
наследник его славы (в отличие от профессионального и безликого
Ольбрыхского) Ежи Радзивиллович понял, что от сокрушающего
посмертного влияния Цибульского можно избавиться только решительно
переставив акценты, и начал играть тихонь, таящих в себе, за
сумеречными взглядами и рассеянными улыбочками, человека из железа.
Но это была уже другая эпоха -- время, когда модным стало побеждать.
Виктория Никифорова
|