|
Зеки, геи и Анна
Каренина
В Москве прошел фестиваль современной пьесы
«Новая драма»
Давно в столичных театрах не было так весело. Анна
Каренина попала под паровоз, ей отрезало руку и ногу, но она выжила,
зато Вронского с горя парализовало целиком. Девушка рассказала про
своего первого мужчину, а им оказался ее отец. Заключенная, убившая
своего мужа и отсиживающая срок, написала пьесу про заключенную,
убившую своего мужа, отсиживающую срок и влюбившуюся в пацана из
соседней камере, давно «опущенного» соседями.
Фестиваль современной пьесы «Новая драма» прошел в
атмосфере хорошего, задорного скандала. Зрители ужасались и
смеялись. Кто-то хлопал, не щадя ладоней, кто-то демонстративно
уходил посреди спектакля. На представлении «Преступлений страсти» по
пьесе Галины Синькиной пожилая женщина на весь зал возмущалась: «Да
как такое возможно?! На сцене МХАТа?!» Чуть ли не впервые за
последние десять лет мы вспомнили, что в театре нас могут не только
ублажать, но и дразнить, пугать, шокировать.
С тех
пор, как перестроечная чернуха вышла из моды, в нашем театре привыкли делать
зрителю красиво. Вместе с ценами на билеты росла любовь к публике. Режиссеры
выбирали для постановки костюмные пьесы. Сцена ломилась от кринолинов и
реверансов. Современная драма не вылезала из подполья. «Новые рассерженные»
драматурги, во главе с активисткой Еленой Греминой и анти-глобалистом Михаилом
Угаровым решили переломить эту ситуацию. С их легкой руки в России формируется
театральная оппозиция.
Взгляд
из-за решетки
Фестиваль
современной драмы отличился истинно московской мегаломанией. Десятки новых
пьес, несколько спектаклей каждый день. Молодые люди хиппового вида стояли у
служебного входа МХАТа им. Чехова и тщетно убеждали охранников в том, что они
режиссер и драматург: «У нас спектакль сегодня.» – «Какой спектакль? –
удивлялся охранник. – У нас сегодня «Кабала святош»» Драматурги, не
удостоившиеся полноценной постановки, представляли свои пьесы в читках, и
длились эти читки далеко заполночь. А еще перевозбудившаяся публика устраивала
обсуждения новых пьес. «А вот еще в Любимовку поедем!» – зазывали организаторы.
– «Там еще читки будут.» Матушка, пожалей свое дитятко, родившееся театральным
критиком!
Впрочем,
на фестивале были абсолютные хиты, пропустить которые было невозможно. На пьесу
«Мой голубой друг», прочитанную и срежиссированную Ингеборге Дапкунайте, в
крошечный подвал Театра.doc пришла вся театральная
Москва. Пьесу написала Екатерина Ковалева, обитательница женской колонии
строгого режима N 6 Орловской области. Она сидит за убийство, сидеть ей еще долго.
Организаторы усиленно распускали слух, что начинающего драматурга привезут в
Москву под конвоем двух охранников, но администрация колонии до такого
либерализма еще не дошла.
Впрочем,
несмотря на строгий режим, в колонии разрешили устроить центр психологической
реабилитации, который возглавляет молодой психолог Галина Рослова. В рамках
центра работает самодеятельный театр – только что заключенные сыграли спектакль
по мотивам Шекспира «Королева Лир» – а в гости к колонисткам приезжают
драматурги в поисках занятного документального материала. Говорят, что,
прочитав одну из драм, предложенных к постановке в тюремном театре, заключенная
Ковалева удивилась и сказала: «Это что, пьеса? Да я вам лучше напишу!»
Так
появился «Мой голубой друг» -- жестокий романс о любви двух заключенных. Он ее
называет «моя розовая подруга» – потому что она спит только с женщинами. Она
его – «голубой друг», потому что его опустили зеки. В финале его убивают, а она
страдает. Всерьез говорить о форме, интриге и характерах «Друга» решительно
невозможно: интересна эта пьеса только полной своей аутентичностью. Биография
автора празднует победу над ее произведением.
Другая
пьеса в рамках «тюремного» проекта принадлежит Галине Синькиной и называется
«Преступления страсти». Синькина съездила в колонию N 6, познакомилась там с
заключенной, сидевшей за убийство мужа, и записала ее рассказ о себе на
диктофон. Потом на основе монолога сочинила эскиз пьесы. Вжилась в образ
убийцы, надела треники и прочитала о преступлениях страсти так, что пожилая
зрительница испугалась по-настоящему. Когда героиня Синькиной рассказывала о
том, как зарезала мужа, женщина из зала возмущенно закричала: «А дети-то твои
где были тогда?!» и, ворча, удалилась из зала. Редкому художественному
провокатору удается так расшевелить свою публику.
И
вся любовь
«Здравствуйте,
я гей» – доносилось из мобильника Елены Греминой. – «Я хотел бы прийти к вам на
спектакль?» «Какой спектакль?» – уточняла довольная Гремина. – «Одноименный».
Пьеса
«Гей» Александра Вартанова – это отрывок из реального интернет-чата, в котором
пасутся люди соответствующей ориентации. Переписку предоставил один из ее
участников – при условии, естественно, полной анонимности. Вартанов слегка
перекомпоновал диалоги, присочинив к ним историю несостоявшейся любви, но
оставил в неприкосновенности весь чат-стиль, с его сленгом, шуточками и
значками улыбок – двоеточие и скобка.
В
этом, собственно, и заключается суть документального театра, который получил
такую популярность у молодых драматургов с подачи лондонского театра «Ройял
Корт». В «Ройял Корте» уже давно исследуют технику “verbatim” – воссоздания на сцене
живой человеческой речи. Лондонскому театру “new writing”
– новое драматическое письмо – принесло немалые дивиденды. Марк Равенхилл и
Сара Кейн, писавшие свои пьесы в этом жанре, стали самыми раскрученными
английскими драматургами. Нашим авторам от работы в этом стиле тоже прямая
выгода. В документальном театре их поджидают и стипендии, и спектакли, и –
венец мечтаний – вывоз спектакля по своей пьесе на гастроли в тот же «Ройял
Корт». В прошлом году этой чести удостоился, например, спектакль челябинского
театра «Бабы» «Солдатские письма», поставленный по реальным письмам
солдат-срочников.
Идея
сочинять пьесы на тюремном материале – самая успешная и радикальная в проекте
документального театра. Но и другие драматурги стремятся не отставать от своих
продвинутых товарищей. Кемеровский театр «Ложа» записывает на диктофон монологи
шахтеров: «…а там уже не светло. Светло – это там не везде. И так вот ты
подымаешься в темноте, и тебе может в лоб прилететь. Хорошо, если в лоб или в
голову. Тебя каска спасет тогда. А если в грудь или в руку – руку может
оторвать легко. Но лучше всего спуститься в шахту и посмотреть самим…»(«Угольный
бассейн»). Елена Исаева документирует монологи девушек, первый сексуальный опыт
которых был связан с родным отцом: «… я плакала, а он пересел на заднее
сиденье,.. целовал меня, утешал, и все сделал… сделал это. Было больно… я
узнала все, что хотела узнать…»
Назад
к истокам
Главная
проблема новых пьес, как показал фестиваль, – это отсутствие подходящей
режиссуры. Новая драма на допинге документов убегает, как Бен Джонсон на
стометровке, а режиссура плетется за ней, охая и кряхтя, как старый дед.
Драматурги представляют радикальные и остроумные тексты, а постановщики
решительно не умеют ими распорядиться. Большинство пьес куда лучше смотрелись в
читке, чем в полноценной постановке. Бедному зрителю оставалось, закрывая
глаза, слушать текст и стараться не смотреть на сцену.
В
документальной драме не работают многие понятия, привычные для «хорошо
сделанной пьесы». Там нет интриги, конфликта, завязки-развязки. Просто ровное
гудение документального текста, рядом с которым невыносимо фальшивыми кажутся
кулисы, занавес и тренированные лица актеров. Не зная, что делать с потоком
реальности, льющимся на сцену, постановщики хватаются за штампы школьной
самодеятельности. Их любимый прием – это «литературный монтаж», которым в
советское время мучали пионеров. Сначала читает Вася, потом Петя, а потом
звучит музыка. По этому шаблону поставлено и «Рождество 1942, или Письма о
Волге» Ивана Латышева, и «Солдатские Письма» Елены Калужскис.
Еще
одна ошибка постановщиков – натурализм. Когда Галина Синькина, автор
«Преступлений страсти» влезает в тренировочные штаны и начинает изображать
уголовницу, становится неловко. Ингеборге Дапкунайте, срежиссировавшая читку
пьесы «Мой голубой друг» почувствовала эту опасность. Ее героиней тоже была
рецидивистка-лесбиянка. Но Дапкунайте одела дорогой и стильный наряд, говорила
тихо, блатной пафос снижала всеми силами и совершенно ангельски улыбалась. Не
пытаясь изображать тюремную жизнь, она позволила нам вообразить ее, и
получилась самая удачная читка фестиваля.
По
этому же пути пошел и Кирилл Серебренников, получивший премию фестиваля за
лучшую режиссуру. «Пластилин» Василия Сигарева, унылую чернушную пьесу, он
поставил как лихой фарс. Он вложил в свой спектакль всю нерастраченную энергию,
все давно придуманные штуки и трюки, и получилось действо бойкое и веселенькое.
Впрочем, о Серебренникове мы уже писали (см. «Эксперт, ноябрь 2001)
А
главным открытием фестиваля новой драмы стали русские классики. Оказалось, что
из золотых рудников великой русской литературы можно выкопать не менее
гибельные сюжеты и психоделические образы, чем из жизни шахтеров или
секс-меньшинств. Михаил Угаров сконструировал из обломков гончаровского романа
своего «Облом off» и получил премию за лучшую пьесу. Это решение было
очевидным. Присутствие «Облом off» в конкурсе вообще убило
интригу. Это, наверное, лучшая русская пьеса за последние десять лет.
Причем
Угаров поставил ее сам, и получился райски неспешный, пленительно остроумный
спектакль, где талант исполнителей конкурировал с качеством текста. Молодые
актеры Центра драматургии и режиссуры по старинке сосредоточенно общаются с
партнером, умело молчат на крупном плане и возвращают весь лоск и блеск
затертому понятию «психологический театр».
Обратился
к классике и драматург Олег Шишкин. Он ни много ни мало, написал сиквел «Анны
Карениной» -- «Анну Каренину-2». Получилось до истерики смешное шоу про Анну,
которая бросилась под паровоз, но выжила, и ее муж, бедный Алексей
Александрович, вынужден теперь покупать ей новейшие металлические протезы и
возить в кресле-каталке на свидание с парализованным Вронским. Кончается это
измывательство над классикой «Прибытием поезда» Люмьеров. Зрители первого в
мире фильма с ужасом бросаются врассыпную, и только Анна, воздев руки, стоит,
неподвижная, на фоне поезда-убийцы.
Владимир
Епифанцев поставил Шишкина-Толстого в стиле дешевых ужастиков, которые в три
часа ночи показывают по кабельному ТВ. Жуткая музыка, клубы дыма, что-то все
время погромыхивает за сценой. Персонажи бродят в полумраке, то и дело
натыкаясь друг на друга и вскрикивая.
Главное достижение Епифанцева -- он умудрился заставить актеров не смеяться.
Подавая гомерически смешные реплики, они остаются серьезными и страстными.
Епифанцев вообще очень серьезно отнесся к драматическому наекдоту Шишкина и
поставил его как готический роман – до полной гибели на рельсах.
Общественность дружно
осуждает Епифанцева за дурновкусие, но такими упреками можно только
гордиться. Любой чего-то стоящий режиссер – хоть Мейерхольд, хоть
Виктюк – в начале своей карьеры слышит, что он пошлый и безвкусный.
Новаторская режиссура – экзотическое блюдо, к ней привыкаешь не
сразу, как не сразу распробуешь трюфели. Епифанцев плохо чувствует
сценическое время – «Анну Каренину», например, он затянул безбожно.
Зато он умеет нагнетать нешуточный саспенс и -- единственый из
современных режиссеров -- пытается привить к дряхлому искусству
театра приемы и методы кино и клубной культуры. На его спектакли
вполне может пойти обеспеченный зритель лет 20-30, который пока
предпочитает тратить деньги в кинотеатрах с Долби-стерео. А ведь
именно этого зрителя и ищет новая драма.
Виктория Никифорова
|