Вы поедете на бал?
Бал умер - да здравствует бал! Возникнув пятьсот лет назад, он продолжает жить -- порой в самых невероятных формах. И все их можно попробовать на себе. Вы поедете на бал?
Вертикаль власти. Вихрь танца, блеск бриллиантов, томные взгляды и страстные мелодии, -- в таком игривом духе мы привыкли думать о балах. Между тем, традиционный бал - это сложный и жестко организованный ритуал, в котором малейшее нарушение правил чревато позором и остракизмом.
Бал возник как альтернатива средневековым религиозным празднествам. Их сюжетом было - показать вседержителю, как правильно живут люди в данном городе. Символическое содержание бала то же самое. Только место господа бога в нем занимает король. Не случайно мода на балы в Европе совпала с укреплением централизованной монархии. Придворный бал - наглядное воплощение "вертикали власти". Здесь все крутится вокруг сюзерена - он и главный зритель этого шоу, и главная его звезда, словом "король-Солнце".
Бал - это демонстрация единства высшего общества, подчеркнуто соблюдающего свою сложную иерархию. Вихрь веселья, в котором смешиваются сословия, -- это свойство поздних или простонародных балов. На классическом балу сословные отличия задают всю эстетику праздника. Например, на знаменитых придворных балах Второй Империи, устраивавшихся императором Наполеоном II и императрицей Евгенией в Тюильри, гостей, в зависимости от ранга и близости к императорской семье, разводили по разным залам - Зеленому, Розовому, Лазурному, Белому. Лишь самые избранные допускались к ужину в обществе императора.
Балы в частных домах, конечно, были свободнее. Но и там этикет был неумолим, а общественное мнение предельно строго.
Правила приличия. Для высшего общества XIXв. бал был всем. Здесь женились, влюблялись, интриговали, знакомились, ссорились, заключали дипломатические соглашения и торговые сделки. Главные сцены русской литературы происходят на балу. Здесь Вронский влюбляется в Анну Каренину, Болконский - в Наташу Ростову, Евгений Онегин - в замужнюю Татьяну. Здесь разглагольствует Чацкий, а героиня "Анны на шее" получает возможность вырваться от нелюбимого мужа.
Удачное появление на балу могло создать человеку карьеру, неудачное - сломать жизнь. Любая ошибка здесь, на виду сотен "випов", могла стать роковой. А ведь бальный этикет был невероятно сложен: сколько и с кем танцевать, как поддерживать даму, как обращаться к девицам, дамам и старшим по званию, какие фразы произносить, как здороваться с хозяином и хозяйкой, -- все это регламентировалось неумолимыми правилами приличия.
Что уж говорить о самих танцах! Неумение танцевать могло стоит мужчине карьеры, даме - выгодного замужества. Традиционные бальные танцы - кадриль, мазурка, вальс - изучались с самого детства. А еще был котильон - разновидность современной аэробики - когда распорядитель бала сам придумывал движения и па, которые танцоры должны были повторять за ним. А еще манера исполнения танцев постоянно менялась, и за этим тоже надо было следить. Как только умудрялись при этом веселиться наши предки?!
Форма одежды: бальная. Современному человеку традиционный бал показался бы больше похожим на парад. Та же стройность мизансцен, та же сложная хореография, та же выучка участников. Костюмы гостей тоже напоминали форму - цвет и покрой платья, количество и качество украшений сигнализировали о статусе танцора. Девицам дозволялось носить только жемчуг, замужняя дама могла украситься любыми драгоценными камнями. На придворном балу полагалось надевать кокошники и платья, стилизованные под русские народные уборы. Николай I лично следил, чтобы Пушкин являлся на придворные балы в мундире камер-юнкера.
То, что не регламентировал этикет, регламентировала мода. В провинции еще можно было носить по несколько раз перекрашенные платья, в столицах же полагалось следить за всеми модными новинками. А еще костюм должен был соответствовать интерьеру и освещению. А еще порой в моду входили одноцветные балы, когда все должны были одеваться только в розовое, белое или зеленое.
Танцуют все. Но время шло, нравы смягчались, социальную иерархию размывали либеральные настроения. Во второй половине XIX века в Европе и Америке балы устраивали все кому не лень, -- и профессиональные сообщества, и промышленники, и торговцы, и вольные артисты, и дипломаты, и иностранные землячества. Правила становились проще, костюмы - откровеннее, танцы - свободнее. "Канкан" захватил умы и ноги.
К началу XX века бал из сложного социального ритуала становится тем, что мы привыкли в нем видеть, -- красивым развлечением. Особенно много сделала для этого артистическая богема. Балы, устраивавшиеся лучшими художниками, скульпторами, театральными деятелями эпохи ар-нуво, становились самыми прекрасными зрелищами эпохи. Билеты на них было не достать. Тогда вошли в моду тематические балы, посвященные модной картине, скульптуре или театральным персонажам. Это был последний всплеск искусства бала перед тем, как его смела первая мировая война.
Где потанцевать сегодня
Традиционный бал отошел в прошлое вместе с великими империями. Но на этом ничего не закончилось. Люди продолжают веселиться на балах и тщательно ограждать их от посторонних. Чтобы попасть на правильный бал, есть два пути - деньги и связи. А дальше все зависит от вас.
Для эстетов. Самый красивый бал современности - это бал Казановы, придуманный в 1964г. С тех пор он каждый год проходит в Венеции в Палаццо Пизани Морето во время карнавала. В роскошном интерьере XVIIIв. собираются туристы в карнавальных костюмах. Билет на это мероприятие стоит около 400 евро, примерно столько же придется отдать за прокат костюмов и покупку масок.
Самый традиционный бал - венский. Вернее, один из тысяч балов, которые ежегодно устраиваются в столице Австрии. Здесь танцуют все - булочники, кондитеры, студенты, рестораторы, охотники, цветочники. Даже общество слепых организует свой бал. Билеты на рядовые мероприятия стоят от 10 до 100 евро.
Самая актуальная тенденция в мире балов -- винтажные балы. Модники и модницы всех стран собираются на американские балы в стиле "винтаж", где танцуют старинные танцы и щеголяют в настоящих старинных нарядах, вынутых из бабушкиного сундука или купленных за неслабые деньги.
Для богатых. Один из самых дорогих в мире балов - это Бал в Венской опере. Он облегчит ваш кошелек на сумму от 200 до 10тыс. евро. Соответствующих расходов в десятки тысяч евро потребуют и платье, и драгоценности - не пожелаете же вы затеряться на фоне вальсирующих богачей.
Вход на знаменитые лондонские балы - Бал Фиалок, Бал Золушки, Снежный Бал - стоит дешевле, но там посетителей подстерегает необходимость участвовать в благотворительных мероприятиях и выкладывать тысячи фунтов в помощь голодающим Африки.
Впрочем, расходы могут и окупиться. Так, дамы из Японии и Юго-Восточной Азии месяцами ждут, чтобы купить специальный турпакет в одну из европейских столиц, в который входит посещение лучших балов. Стоимость таких путевок -- от $4тыс. до $10тыс. Но туристки легко отдают эти деньги, рассчитывая подхватить на балу выгодного жениха. Всех их греет пример Золушки из Гонконга, сумевшей в 1995г. на придворном балу в Копенгагене охмурить самого принца датского и женить его на себе.
Для своих. Но есть балы, попасть на которые не получится ни за какие деньги. Это закрытые мероприятия для великосветской тусовки, где, чтобы купить билет, необходимо получить рекомендацию одного из завсегдатаев.
Например, чтобы потанцевать на ежегодном Парижском балу дебютанток, нужно близко дружить с Сильвио Берлускони или Джорджем Бушем - их родственницы впервые вышли в свет именно здесь. Чтобы посетить легендарный Бал Розы, надо завести знакомство с семейством принца монакского. Возможности, открывающиеся перед человеком, попавшим в этот высший свет, практически безграничны. Это и делает вип-балы мечтой всех -- и олигархов, и светских красавиц.
Как сказал хороший писатель и великий тусовщик Трумэн Капоте, "на свой черно-белый бал я позвал 500 друзей и нажил 15 тысяч врагов". Даже в наше демократическое время недоступность бала - главный залог его успеха.
Чего опасаться на балу
Бал стал модным сюжетом современной городской мифологии. Говорят, на некоторых балах вас могут завербовать в разведку, принести в жертву сатане или просто съесть. Не хотите проверить?
Поплясать с каннибалами. Параллельно классическим официальным балам на протяжении столетий существовала традиция "черных" балов. Она вдохновляла художников и литераторов - от офортов Гойи до "Маски Красной смерти" Эдгара По, от готических романов до булгаковского "бала Воланда" -- и наводила ужас на широкие народные массы.
Слухи окружали аристократические "пиры во время чумы", хотя они проводились строго по науке: медицина эпохи Возрождения утверждала, что громкая музыка отгоняет заразу, а к разгоряченным танцем телам не пристает инфекция. Страшные истории рассказывали про тайные собрания еретических сект. Считалось, что все "черные" балы завершаются умерщвлением детей и женщин, оргиями и каннибальским пиром. Потом примерно в тех же грехах стали обвинять масонов и иллюминатов.
"Черный" бал мог быть средством не только религиозной, но и политической фронды. Так, в Париже, в 1789-1794гг., в разгар революционного террора, устраивались балы, посвященные гильотине. Все здесь было как всегда, только все танцоры были одеты в траур, а на шее у каждого красовалась красная ленточка, изображавшая шрам от ножа гильотины. Это были родственники и друзья тех, кто был казнен революционерами. Устроители и гости рисковали своей головой, но это лишь усиливало бальную эйфорию. "Черный" бал был тенью бала нормального.
Попить крови. Тайна была главным отличительным свойством "черных" балов. Но в XXв. тайн стало до обидного мало.
С начала XX века в Берлине существовал бал трансвеститов - культовый ежегодный праздник гомосексуалистов. Поначалу его проводили в страшной тайне. Место и время собрания неоднократно менялись. Организаторы балов придумывали пароли и отзывы. Говорят, единственной женщиной, которой в 20-е гг. разрешалось приходить на эти балы, была Марлен Дитрих: уж очень хорошо носила она мужской костюм.
Сегодня же балы трансвеститов - одни из самых гламурных, эффектных и широко разрекламированных в мире. Бал трансвеститов в Вене каждый раз открывает австрийский канцлер. На это шоу пускают любого, и здесь действительно есть что посмотреть. Говорят, модные дизайнеры находят здесь самые нестандартные идеи для своих коллекций.
Ведьмы, каннибалы и сатанисты тоже плавно вписались в индустрию развлечений. В любом ночном клубе можно почувствовать себя ангелом ада, заплатив $10 за вход и выпив красного вина, изображающего кровь невинных младенцев. Оформление Вальпургиевых ночей и вечеринок на Хэллоуин - одна из выгоднейших отраслей клубного бизнеса.
Самые радикальные идеи прошлых лет превратились в сюжеты для невинных вечеринок. "Черные" балы нашего времени выглядят пресно. Журналист и литератор Сергей Кузнецов, побывав однажды на балу садо-мазохистов в соответствующем московском клубе, с нескрываемым разочарованием отметил взаимную вежливость и скромность всех гостей сборища. Неужели магия "черного бала" больше не работает?
Продать родину. В последнем фильме Стэнли Кубрика "Широко закрытые глаза" есть загадочный эпизод, в котором герой Тома Круза попадает на бал-маскарад в некоем поместье. Все гости практически раздеты, но лица их скрыты под масками. Странный бал включает в себя оргию и сатанистские ритуалы: один из них, с обнаженной женщиной на алтаре, близко напоминает "черную мессу".
Критики долго изощрялись в трактовках этой сцены. Но меньше всего замечали заложенную в ней политическую сатиру.
Одна из аксиом современной конспирологии - это существование сборищ, на которые агенты ЦРУ (или КГБ или Моссада) зазывают своих потенциальных клиентов. Гость такого бала присутствует при сатанистских ритуалах. Иногда ему подсовывают наркотики. Он может поучаствовать в оргии, которой заканчивается "бал у сатаны". В результате такой массированной обработки сознания, человек легко идет на сотрудничество и соглашается работать на разведку той или иной страны.
Правда, героя Круза вербуют не в разведку, а в некую религиозную секту. Но суть от этого не меняется. Кубрик показывает, как легко заморочить голову обычному буржуа, который поверит во все, что угодно, если ему под гром органа продемонстрировать обнаженную женщину на алтаре. Ирония ситуации и в том, что герою Круза обещают вечную жизнь. А именно это - главная догма секты сайентологии, к которой давно принадлежит сам актер. Требование тайны тоже роднит секту из фильма с сайентологами. Кубрик изящно издевается над нехитрыми приемами обработки сознания человека - абсолютно одинаковыми и у разведчиков и у сектантов, и у политических и у религиозных деятелей.
"Черный" бал для режиссера смешон. Но для героя фильма - а значит, и для рядового обывателя -- он по-прежнему сохраняет свою магическую силу.
Виктория Никифорова
|