|
Аспекты секса
Так называли в
кулуарах фестиваль «Лики любви»
Без
любви
Сначала
о том, чего не было на последних «Ликах». Во-первых, не было фильма-хита,
фильма-сенсации, на который ломились бы киноманы всей Москвы. На прошлом
фестивале таких лент было несколько: для широкой публики показывали каннского
триумфатора «Жизнь, приснившаяся ангелам», для творческой интеллигенции –
историческую драму «Миссис Браун», для патологических синефилов
– «Любовников Заполярного круга» Хулио Медема. Гвоздем программы нынешних «Ликов» должен был стать
последний фильм Стэнли Кубрика «Широко закрытые глаза». Однако с ним случилась
странная история.
Главный
отборщик фестиваля Сергей Кудрявцев, рассказывая про охоту за «Глазами», начал
с того, что американцы последнего фильма Кубрика не поняли, а закончил тем, что
и сам он в нем не разобрался и решил поэтому его
проигнорировать. Аргументация беспомощная. Очевидная провальность
предсмертной картины Кубрика была ясна устроителям самых престижных
кинофестивалей, однако они решили ее показать, справедливо полагая, что имя
мастера и его загадочная смерть аккурат после первого
показа фильма привлекут в кинозалы толпы народа. «Широко закрытые глаза» при
полном зале открывали венецианский кинофестиваль. Понятно, что фильму не
составило бы труда привлечь и московских зрителей. Остается предположить, что
«Ликам» просто не хватило денег, чтобы обеспечить нас главной сенсацией киногода.
Во-вторых,
и это совсем уже странно, на «Ликах» днем с огнем было не сыскать
фильмов про любовь. Программа, ориентированная на восточно-европейское кино,
щедро дарила нас социальными проблемами. Историю сельского паренька,
подавшегося в столичную полицию и сошедшегося с вьетнамской проституткой,
рассказывал фильм «Близко к любви». Свинцовые мерзости эмигрантской жизни
описывались в картине «С городской окраины». Горькую долю дорогой проститутки изображала Ольга Дроздова в ленте Марты
Месарош «Дочери счастья». Герои с увлечением резали
себе вены («Ветер в ночи» с Катрин
Денев), участвовали в сербско-албанских разборках («Шмель»), мечтали о райском
острове («Тувалу»), убивали и убивались. Но просто посмотреть в глаза друг
другу так, чтобы защемило сердце у каждого зрителя в темном зале, им было не
дано.
В-третьих,
не было настоящего конкурса. Фестивальное руководство решило в этот раз
присуждать «золотые и серебряные стрелы» лучшим лентам и актерам, но закрыло
глаза на тонкости конкурсного этикета. Например, на то обстоятельство, что
Ольга Дроздова, игравшая в конкурсном фильме, являлась одновременно президентом
фестиваля. Но это и не важно: абсолютно предсказуемое решение жюри (см.
вчерашний номер «Сегодня») никакого значения в статусном раскладе современного
кино не имеет. «Лики любви» славятся, прежде всего, своими
ретроспективами. Здесь и конкурс вопринимается
как ретроспектива – качественные европейские ленты, успевшие засветиться на
других фестивалях, занятные и непретенциозные. Панорама зарубежного кино. Ей
только вредят конкурсные амбиции.
Идейное
порно
А
теперь о том, что было на фестивале. Нынешние «Лики любви» перекрыли все былые
рекорды по количеству порнографических лент. Ошалевшие любители десятой музы
увидели идейное порно – «Шабондамскую
элегию», пародийное порно – «Раскаты грома», лирическое порно -- «Тихие дни в Клиши», а также богатую коллекцию «Эротических историй»,
балансировавших на самой грани дозволенного цензурой. Знатоки
смаковали крупные планы, узнавали цитаты и пристрастно сравнивали габариты
звезд порнобизнеса – Рокко Сиффреди, жаркой летней ночью покорившего Москву в
«Романсе» Катрин Брейя, и Джеффа
Страйкера, показавшегося на «Ликах» в одной из
«эротических историй» с многозначительным названием «Хочешь, я буду твоей
жареной колбаской?» В общем, было жарко.
Организаторов
стоит только похвалить за эту смелость. Дело в том, что порнография
стремительно становится самым актуальным художественным направлением в
сегодняшнем кино. С ней обильно экспериментируют молодые кинематографисты. Гуру
европейского авангарда Ларс фон Триер основал целую фирму, которая занимается
исключительно производством и распространением жесткого порно. Тот же Триер в «Идиотах» научил своих актеров заниматься реальным групповым
сексом, и актеры признались, что открыли для себя новые горизонты.
Дело
в том, что последняя новая волна, набирающая высоту и
в Старом и в Новом Свете, рвется к реализму без берегов. Кино отчаянно
сражается с собственными условностями, надоевшими штампами, старыми табу. И прежде всего оно ополчается на традицию изображения
«любви» -- с романтической музыкой, колышущимися занавесками и стройными
дублерами. Порнография придает едкий аромат подлинности происходящему на
экране. Это и ценят в ней современные киношники. Она
спасла, например, «Шабондамскую элегию» голландца
Томаса Киркхофа. Его фильм – это вариант культовой
немецкой ленты «Беги, Лола, беги», о которой мы
писали осенью. За белым парнем охотятся одновременно полиция и якудза, а его
японская возлюбленная, совсем как Лола, пытается
достать для него выкуп. Только в отличие от немки, она добывает деньги,
приторговывая собственным телом. Подробно показанный процесс торговли и придает
«Элегии» ее неповторимый драйв. Подлинность секса заставляет поверить и в
подлинность смерти, и когда героя находит бандитская пуля, истомленный зал
простодушно ахает.
Итоги
Главный
результат «Ликов любви» отнюдь не «золотая стрела», доставшаяся словенскому
фильму «Холостой ход». Подводить итоги предстоит столичному зрителю. Только что
в новом кинотеатре «35 мм» на Покровке пошел
«Кислотный дом» – последний фильм, показанный на «Ликах любви» и встреченный
там овациями. Снятый по новеллам Ирвина Уэлша, писателя, придумавшего «поколения экстази», он естественно напоминает о его предыдущей
экранизации – «Trainspotting». Однако «Дом» оказался
легче и непритязательнее своего предшественника. Его диковинные сюжеты –
здоровенный наркоман перевоплощается в новорожденного младенца, юный раздолбай встречает в баре Господа Бога и тот превращает его
в муху – сняты словно под кайфом. Актеры оттягиваются
как хотят, оператор, мусоля косячок, еле поспевает за ними с камерой, и все
ломки заканчиваются хэппи-эндом.
Одна сенсация на «Ликах
любви» все-таки состоялась. Это черная комедия «Красота
по-американски», которая выйдет в широкий прокат в марте. Заслышав
капель и мартовских кошек, покупайте билеты на этот фильм – один из
лучших фильмов года. А мы к тому времени расскажем о нем
подробнее.
Виктория Никифорова
|