|
Как сделать кинозвезду из морской звезды?
Раньше профессиональных кинематографистов ответ на этот вопрос нашли ученые --биологи и оптики. Они превратили фильмы про дикую природу в захватывающие блок-бастеры, полные невероятных спецэффектов.
Сотворение жанра
В начале 80-х французские биологи Клод Нуридсани и Мари Перенну решили, что пора снять полнометражный фильм с точки зрения муравья. Двенадцать лет ушло у них на исследования поведения насекомых. Параллельно Нуридсани и Перенну разрабатывали технику съемки. До этого они с успехом фотографировали насекомых и сумели объединить фотокамеру с микроскопом. Теперь они усовершенствовали кинокамеру-микроскоп, придумали новую систему стабилизации изображения и еще прорву технических штучек. В середине 90-х к их проекту, казавшемуся всем чистым безумием, подключился самый известный продюсер Франции Ален Сард. Чутье на хит не подвело его.
В 1998 году "Микрокосмос" -- фильм про насекомых, снятый с точки зрения насекомых -- был показан на каннском кинофестивале и произвел там подлинный фурор. Большой приз фестиваля за технические эффекты, восторженные рецензии, рекордные сборы в мировом прокате, -- "Микрокосмос" стал самым популярным французским фильмом года.
Стереотип документальных фильмов про животных был сломан с помощью новаторской техники и смелых идей. Оказалось, что в этом изрядно поднадоевшем жанре можно снимать настоящие шедевры.
У бабочек все то же самое
"У них все как у людей, -- хохочет режиссер фильма "Букашки" Майк Сли. - Все, что надо этим жукам, -- это секс и еда. Вокруг этого вертелась каждая сцена. Хорошо еще, жуки-статисты не бастовали, требуя поднять почасовую зарплату."
Чтобы подсмотреть занимательные истории из жизни животных, людям приходится идти на невероятные хитрости. Если у вас есть цифровая камера, вы знаете, как начинает дрожать изображение, стоить увеличить его в 10-12 раз. Оператор "Букашек" Питер Паркс сумел увеличить изображение в 250000 раз, и в кадре ничего не дрогнуло. Благодаря изобретенной им системе стабилизации изображения, зрители смогли увидеть на экране кинотеатра IMAX (38 на 27 метров) все десять тысяч фасеток, из которых состоит глаз бабочки папиллио.
Чтобы снять фильм "Птицы. Кочевой народ", операторы летали на самолетах, дельтапланах и воздушных шарах. А удачнее всего вышли кадры, снятые внутри летящей птичьей стаи. Зритель, глядя на них, чувствует себя Нильсом, которого дикие гуси тащат за синие моря. Чтобы добиться такого впечатления, пришлось установить камеру и контролирующий ее компьютер на радиоуправляемый параплан и управлять ими с земли.
Но новые фильмы про животных интересны отнюдь не только техническими наворотами.
Фабрика звезд
Действующие лица нового фильма Нуридсани и Перенну "Генезис", только что вышедшего в российский прокат, это кристаллы витамина С, сперматозоиды, эмбрион человека, амеба, медуза, лягушка-бык, морские игуаны, галапагосская гигантская черепаха, африканская яичная змея, морской черт, а также африканский актер Сотиги Куяте в роли сказителя.
И надо сказать, что представитель рода человеческого заметно тушуется рядом с медузами и игуанами. Благодаря новаторской технике съемки, мы узнали, что крупный план способен превратить морскую звезду в настоящую кинозвезду. Львы, орлы, куропатки не менее выразительны на экране, чем лучшие актеры.
Помните, как оплакивает герой Аль Пачино свою дочь в "Крестном отце-3"? Но еще лучше это получается у пингвинов в "Птицах". Их птенца только что заклевала чайка, и вот они задирают головы к небу и надрывно кричат, и зрительный зал замирает от ужаса. А морские коньки в "Генезисе" ухаживают друг за другом с той же грацией, что герои "Любовного настроения" Вонга Кар-Вая.
Новые фильмы о дикой природе перестраивают наше мировосприятие и нас самих. Выйдя из кинозала, мы с удивлением оглядываем себя: оказывается, кожа на запястье узором отдаленно напоминает чешую игуаны, а ногти - когти черепахи. И машем рукой, завидев знакомого, мы точно тем же жестом, каким краб подзывает свою подругу.
В общем, не упускайте случая сходить на новый фильм о братьях наших меньших. Это шоу круче "Звездных войн", обеспечивающее рекордный выброс адреналина, и одновременно философское кино, глубине и тонкости которого позавидовал бы любой классик кинематографа.
Виктория Никифорова
|