|
Ни … кроме
правды
Театру.doc исполнился один год. В новом спектакле «Большая
жрачка» театр побил личный
рекорд сценического реализма
«Большая жрачка» -- самый экстремальный спектакль
сезона. Перед началом представления нервных и беременных просят
выйти из зала. Тех, кто не выйдет, потом выносят: если они еще
переварят сверхъестественное количество мата, то обязательно
задохнутся в насквозь прокуренном зале. Любители сильных ощущений
приходят за полчаса до начала, занимают места в первом ряду и
получают реальный шанс поучаствовать в шоу – например, получить по
голове.
Персонажи «Большой жрачки» выражаются так, что покраснели бы даже думские
сидельцы: «Ну, … , здорово, …! Это же, …, как у этого,
… , как его, …, ну, «Повар, вор, его жена и ее, …, любовник!» В середине
спектакля актриса стягивает с себя трусы и садится верхом на партнера,
раскачивая бедрами в десяти сантиметрах от зрителей. В финале на сцену вывозят
голого мужика, обмазанного паштетом «Нежный». Следует
большая драка с швырянием стульев друг в друга и паштета
-- в зрителей. Много видели мы за последний год в Театре.doc, но такого еще здесь не было.
Юбилейное
Театр.doc существует год и специализируется на документальной драме. Драматурги – среди которых такие раскрученные, как Максим
Курочкин – ходят с диктофонами за самыми разными людьми – от бомжей до
студенток гуманитарных вузов – и записывают их прямую речь. Потом из этих
монологов возникает пьеса. Авторы пытаются как можно
аккуратнее вмешиваться в поток чужого сознания и избегают привычных драматических
ухищрений. Эта техника называется «verbatim» и близко напоминает метод опрощения, предложенный
кинематографистами – приверженцами «Догмы».
Самый молодой брэнд на столичном театральном
рынке, Театр.doc позиционирует себя как единственное прибежище для
интеллектуалов, которым надоел однообразный ассортимент столичной сцены. В
самом деле, что видит непредвзятый театрал, листая
репертуар и планируя уик-енд? Или ложно-классические
завывания трех сестер или разудалые антрепризы на бессмертную тему
«возвращается муж из командировки». В любом театре
зрителю сегодня стараются сделать красиво, но только Театр.doc заботится о том, чтобы сделать ему
интересно.
Интеллектуалы обрадовались и пошли в Театр.doc – не только посмотреть, но и поучаствовать.
Здесь читали свои монологи Вячеслав Курицын и Линор Горалик. Театр.doc полюбили критики: на этой крошечной
сцене могут плохо ставить или неумело играть, но здесь четко знают, как создать
«информационный повод». Здесь идут спектакли про уголовщину и инцест, -- любое издание с радостью напишет о такой скандальной
постановке.
Однако успешно раскрутившись,
Театр.doc столкнулся с
внутренними проблемами. Главная из них – отсутствие адекватной режиссуры. Новая
драма на допинге документов убегает, как Бен Джонсон на стометровке, а
режиссура плетется за ней, охая и кряхтя, как старый дед. Постановщики
решительно не знают что делать с этими пьесами, так не
похожими на Шекспира, которого они учились ставить в вузах. Поэтому большинство
спектаклей Театра.doc похожи на школьные концерты к дню
рождения Ленина: сначала читает Маша, потом Петя, а потом Марья Иванна играет на пианино Аппассионату. Точно так же – на
голоса -- читают в Театре.doc пьесу «Первый мужчина» Елены Исаевой
или «Песни народов Москвы» Максима Курочкина и Александра Родионова.
В результате, спектакль часто
проигрывает пьесе. Современной драме нужны театральные ноу-хау, которых в
России пока не знают.
Покончить с «чернухой»
Зато в России знают, что такое «чернуха». Ее тень, как
черный человек, крадется за новаторами из Театра.doc. «Чернуха» расцвела в эпоху
перестройки, когда сцену заполонили патологоанатомические
истории сюжеты из жизни бомжей, проституток и уголовников. Сейчас эта
драматическая традиция находится при последнем издыхании, но до сих пор
консерваторы, презирающие Театр.doc,
брезгливо цедят сквозь зубы: «ну что это за спектакли? Это же
чернуха…»
Однако «чернуха» возникает не тогда, когда на сцену выходят
бомжи или уголовники. Она не имеет никакого отношения к нецензурной ругани,
сексу и насилию. «Чернуха» -- это прежде всего
социальный пафос и обличение. «Посмотри, как мы живем!» -- кричит
она зрителю, раздирая на себе одежды и обнажая язвы. – «Так жить нельзя!» Драматурги
типа сибиряка Николая Коляды или англичанина Марка Равенхилла обожают своих немытых,
обкуренных, вечно пьяных героев и выставляют их жертвами
несправедливого общественного устройства.
Этого дешевого социального пафоса в Театре.doc хватает. Недавно там вышел спектакль
«Песни народов Москвы». Драматурги Курочкин и Родионов записали на диктофон
монологи бомжей, а режиссер Георг Жено
соорудил из них бойкий «концерт». Поначалу публика смеется: забавно,
действительно, слушать, как нищие алкоголики читают стихи,
признаются в любви и рассуждают о политике. Но завершается концерт
благотворительным зонгом: актеры, выйдя из образов, уговаривают нас
помочь бомжам. Их сентиментальный хор режет слух фальшивой
нотой.
«Большая жрачка»
хороша тем, что милости к падшим здесь нет и в помине. Дело в том, что
драматурги Александр Вартанов и Руслан Маликов бегали
с диктофонами не за бомжами или уголовниками, а за телевизионщиками. Монологи,
составившие «Большую жрачку»,
записаны в прокуренных кабинетах Останкино, где труженики голубого экрана ваяют
ток-шоу типа «Окон». Никаких интеллигентских комплексов по отношению к
коллегам-сценаристам драматурги не испытывали. Глупо же жалеть телевизионных халтурщиков, которые мечутся как
угорелые в поисках людей с улицы, согласных изобразить в студии
любовный треугольник, и за десять минут придумывают «гибельные
сюжеты» вроде: «женщина плавает в бассейне с вареными макаронами».
Поэтому у Вартанова и Маликова
получился дико смешной и по-хорошему безжалостный спектакль. Любой
работник умственного труда с удовольствием узнает этот завистливый треп в
курилке – «у нее тридцать сюжетов в месяц проходит, а у меня половину зарезали»
-- эту лесть в глаза начальнику и ругань за его спиной, эти стоны непонятого
гения -- «нетворческая работа, кайфа нет», эти пьянки на рабочем месте и
служебные романы, плавно перетекающие в мордобой. Так в Театре.doc покончили с «чернухой».
Вперед к хэппенингу!
Актеры в «Большой жрачке» оттягиваются вовсю – пьют, плюются, ковыряют в носу.
Бьют друг другу морды, потом целуются, потом опять
дерутся. Мастурбируют – или, по крайней мере, делают вид. Ругаются нехорошими
словами. Обзывают публику. Зритель им невольно завидует. Всем хороша «Большая жрачка» -- жаль только, что публика почти не
участвует в происходящем.
В этом спектакле режиссер Руслан Маликов
наконец нашел то театральное ноу-хау, с помощью которого стоит ставить современную
драму. Это хэппенинг – представление, в котором
участвуют все: и актеры, и публика. Жанр бурным цветом расцвел на Западе в
60-е. К нам слухи о хэппенинге докатились только 10
лет спустя. В 70-е годы группа «Коллективные действия»
устраивала групповые акции под названием «Поездки за город». В 80-е разразились
рядом перформансов медгерменевты.
Но даже эти полуподпольные группировки не рисковали
устроить настоящий хэппенинг – действо без сценария, в
котором может участвовать любой зритель, в том числе и
случайный.
Типично российская робость актеров перед залом заметна даже
в самые рискованные моменты «Большой жрачки», и это
единственный недостаток спектакля. Александру Вартанову,
который играет ведущего ток-шоу, не хватает
смелости, чтобы по-настоящему обложить и напугать зал. Он боится
спровоцировать публику. Крикни ему кто-нибудь в ответ из зала, он бы
не нашелся что ответить.
Впрочем, у Театра.doc еще есть время, чтобы научиться не бояться публики. Пока же его спектакли повышают
содержание адреналина в крови не хуже, чем прыжки с парашютом. Здесь, на
двадцати квадратных метрах в подвале в Трехпрудном
переулке -- самая
высокая концентрация театральной энергии в городе Москва.
Виктория Никифорова
|