Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

Интим предлагать!

Услышит ли Москва «Монологи вагины»?

«Монологи вагины» Ив Энслер не только самая скандальная, но и самая прибыльная пьеса всех времен и народов. Написанная в 1996 году документальная драма за несколько лет раскрутки превратилась в колоссальное предприятие шоу-бизнеса, оборотам которого может позавидовать даже фабрика грез. «Монологи вагины» – это регулярные шоу на главных сценах мира с участием суперзвезд уровня Мерил Стрип и Наоми Кэмпбелл.

Сегодня пьеса Ив Энслер одновременно идет более чем на сотне профессиональных сценических площадок в двадцати пяти странах мира. Количество студенческих и любительских театров, ее играющих, просто не поддается учету. Обычный билет на представление «Монологов вагины» стоит от 50 долларов, билет на благотворительное представление – от 500, и все равно в кассы стоят очереди, а спектакли идут с аншлагами.

«Монологи вагины» стали идейной базой V-дня, который учредила Ив Энслер. Это праздник, объединяющий разнообразные движения женщин за права вагины (vagina) против насилия (violence). V намекает и на другой брэнд, с которым Энслер конкурирует – День святого Валентина. V-день – это шествия, шоу, демонстрации протеста, благотворительные спектакли «Монологов вагины», но прежде всего это пожертвования. За один день активисты V-фонда умудряются собрать до 2 миллионов долларов в поддержку своих разнообразных начинаний. По оценкам независимых экспертов, доходы V-фонда за последние три года составили несколько сот миллионов долларов.

Сейчас золотоносная пьеса Ив Энслер лежит в литчасти московского театра им.Пушкина. Услышит ли Москва «Монологи вагины» – одна из интриг будущего театрального сезона.

История

История «Вагины», как история Золушки, начиналась в полном ничтожестве. В начале 90-х сорокалетняя малоизвестная сочинительница Ив Энслер попробовала написать пьесу в стиле документального театра – он как раз входил тогда в моду. Она поговорила с несколькими сотнями женщин и на основе их интервью сочинила драматический монолог. Получилась пьеса из жизни женского тела. В ней был секс – счастливый и бездарный, болезни – излечимые и нет, роды – удачные и нет, и многочисленные фантазии на тему о том, «как я вижу свою вагину и как моя вагина видит мир».

Сначала Энслер читала свою пьесу сама на сцене студенческих и любительских театров. В 1996 году она начала покорять Нью-Йорк, выступая с «Монологами вагины» в крошечном некоммерческом театрике «Спот» и в уличных кафе. Это был моноспектакль в жанре «офф-офф-Бродвей» – ни прибыли, ни известности.
Энслер попыталась пробиться в «офф-бродвейские» театры, но продюсеры приходили в ужас, едва взглянув на ее пьесу. «Измени название, - говорили они, – вспоминает Энслер. – Ты что, чокнутая?».

Но вместо того, чтобы изменить название, Энслер развернула невероятную рекламную кампанию «Монологов». Начала она со зрительниц. После каждого спектакля она просила женщин поделиться фактами из жизни своей вагины, а потом уговаривала их принять участие в движении за права женщин, пострадавших от насилия. Группа активисток, бесплатно работавших на Энслер, рассылала тонны рекламных листовок в студенческие кампусы и расклеивала афиши «Монологов» на скамейках в Центральном парке.

Сама Энслер в это время обрабатывала знаменитостей.В ходе многочасовых переговоров ей удавалось убедить звезд, известных своими феминистскими взглядами, в том, что она возглавляет грандиозное движение против насилия над женщинами. И просто святой долг знаменитой актрисы – бесплатно выступить перед зрительницами с «Монологами вагины».

Залучив в свое шоу Джейн Фонду, переживавшую развод с Тедом Тернером, Энслер уговорила продюсеров выпустить ее «Монологи вагины» в театре «офф-Бродвея». С 1997 года «Монологи», состоявшие из трех частей, играют три актрисы. В 1998 году пьеса перекочевала на Бродвей, где в ней засветились Мерил Стрип, Гленн Клоуз, Вупи Голдберг, Опра Уинфри и Джейн Фонда. Самые дешевые билеты на спектакль с участием Мерил Стрип стоили 200 долларов, самые дорогие – четыреста. Раскуплены они были за неделю.

В 1998 году стартовала и еще одна акция Ив Энслер -- V-день. Это грандиозное массовое шоу, которое начинается с представления «Монологов вагины», а заканчивается общим братанием (сестричеством?) переживших катарсис женщин и сбором пожертвований в V-фонд. Гламурным взлетом V-дня было 11 февраля 2001 года, когда 18 тысяч зрителей собрались на стадион «Мэдисон Сквер Гарден», чтобы послушать, как самые известные актрисы мира прокричат: «Ва-ги-на!» В тот день в «Мэдисон Сквер Гарден» было собрано больше миллиона долларов в благотворительный V-фонд, а вечер в бальном зале Хаммерштейн принес еще два миллиона.

Сегодня «Нью-Йорк Таймс» с придыханием пишет о тех «высотах, на которые поднимает нас Энслер». V-день пресса называет исключительно «крестовым походом» против бесправия женщин. Феминистки, сходя с ума от зависти, обвиняют Энслер в том, что она выставила на продажу самое святое. А возмутительница спокойствия выпускает фильм «Монологи вагины» на телеканале Эйч-Би-О, пишет новую пьесу о женщинах-заключенных для Гленн Клоуз, разъезжает по всему миру, выступает в ООН и в Белом доме и пишет письма Джорджу Бушу с требованием «защитить афганских женщин от талибов».

Бизнес

Невероятной рекламной раскруткой «Монологи вагины» во многом обязаны правильному названию. Не проходит и дня, чтобы пьесу Энслер не упомянули в новостях. То мэр города Платтсбурга, штат Нью-Йорк, приказывает убрать из центра города огромные плакаты с надписью «Монологи вагины». То руководство телеканала запрещает активистке V-дня произносить в эфире слово «вагина». То жена мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани принимает участие в представлении «Монологов», и мэр, воспользовавшись удобным предлогом, незамедлительно подает на развод.

Даже когда СМИ отказываются рекламировать ее пьесу, Энслер использует это как повод для дополнительной раскрутки «Монологов вагины». Газета называет в рекламном объявлении ее пьесу просто «Монологами» – продюсеры подают в суд на газету. Диджей на радио говорит, что в местном театре пройдет спектакль по пьесе Ив Энслер, не называя спектакля, – Энслер проводит пресс-конференцию, обвиняя СМИ в мужском шовинизме.

В феврале 2001 года Ив Энслер привезла «Монологи вагины» в Нью-Хейвен. Там произошло историческое событие. Впервые в истории рекламного дела в США менеджер по маркетингу театра «Оукдейл» Джим Боззи написал большими буквами слово «вагина» на рекламных щитах. Щиты были расположены на обочине вечно перегруженного шоссе И-95, а также в центре Нью-Хейвена. Завидев плакат, водители испуганно тормозили, а потом жаловались на рекламщиков в вышестоящие инстанции. Джим Боззи провел трудные переговоры с отцами города и руководством ассоциации Наружной рекламы и получил добро на «вагину». С этого времени пьеса Энслер получила право на наружную рекламу.

Энслер удалось позиционировать вагину как новый брэнд. Она любит рассказывать, как во время многочисленных поездок по стране и встреч с фанатами «Монологов вагины» поклонники дарят ей «фотографии, картины, инсталляции, шляпы, кексы, салаты и прочие произведения народной культуры на тему вагины. Это целый мир вагины. Я счастлива, что он существует».

Новый брэнд моментально обрел коммерческих партнеров. Главным спонсором V-дня является фирма «Тампакс». Среди спонсоров праздника в 2001 году были знаменитый универмаг «Блумингдейл», «Филип Моррис» и «Найк». Активно поддерживают V-движение женские журналы, прежде всего «Мари-Клер». Футболки, пижамы, значки и наклейки с символикой V-дня идут сплошным потоком. Объемам продаж сопутствующих товаров «Монологов» могут позавидовать «Гарри Поттер» и «Властелин колец».

Благотворительный фонд V-дня призван помогать женщинам Афганистана, женщинам, пострадавшим от избиений в семье, студенткам и детям. Однако прежде всего он помогает самой Ив Энслер. «Монологи вагины» идут по всему миру. Аншлаговый сбор со среднего лондонского спектакля составляет 25 тысяч долларов. Лишь один благотворительный спектакль в Лос-Анджелесе принес 250 тысяч долларов за вечер. Ее литературная версия «Монологов вагины» переиздавалась несколько раз, общий тираж составил около миллиона экземпляров. И со всех своих антреприз Энслер аккуратно жертвует в благотворительный V-фонд, потому что, как любезно сообщает сайт www.vaginamonologues.com, эти пожертвования полностью освобождаются от всех видов налогов. Не переводи она туда регулярно процент со своих гонораров, налоговые отчисления с прибылей «Монологов» составили бы семизначные цифры.

Бродвей моментально заполонили пародии и подражания «Монологам». Добились неслыханного для себя успеха с пародийным шоу «Говорит мой пенис» второразрядные комики Дэйв Джонсон и Берт Челлис. В театре «офф-Бродвея» с аншлагами идут «Признания пениса». А все главные театральные премии за 2001 год получил мюзикл под названием «Город мочи». Все, что было неприличным, моментально вошло в моду и стало приносить доход.

В этом и заключается главное достижение Ив Энслер. Она первая сумела сколотить капитал на, казалось бы, неприбыльной феминистской риторике. Политкорректность оказалась чрезвычайно выгодным вложением.

В Москву, в Москву!

В столицу пьесу Ив Энслер привезла Ингеборга Дапкунайте, сыгравшая в «Монологах вагины» в Лондоне. Она дала ее почитать своему приятелю-режиссеру Кириллу Серебренникову, и Серебренников, специализирующийся на радикальной современной драме, поспешил заявить в интервью, что будет ставить «Монологи вагины»: «Представляете, как здорово бы смотрелась растяжка над Тверской, огромными буквами – «Монологи вагины». А под ней Путин проезжает…».

В Москве сейчас документальная драма в большой моде. Новый жанр активно продвигают на театральный рынок драматурги Елена Гремина и Михаил Угаров. Именно в их театре «Театр.doc» прошла читка отрывков из пьесы Энслер в переводе Александра Родионова. Дапкунайте, отважно презирающая гламур и влюбленная в документальную драму, предложила поставить «Монологи вагины» также главрежу театра им.Пушкина Роману Козаку. Козак тоже отнесся к предложению с энтузиазмом. Так как на Западе «Монологи вагины» читают не только актрисы, но и политические деятели, режиссер собирался пригласить в свой спектакль женщин-народных депутатов, правда, имена их назвать не рискнул.

Однако весной Дапкунайте по семейным обстоятельствам, пришлось уехать на все лето в Лондон. Так вопрос о постановке «Монологов вагины» и подвис в воздухе. Между тем, театру им.Пушкина это удовольствие могло бы обойтись совсем недорого. Держатели прав на постановку западных пьес обычно с пониманием относятся к бедственному положению российских театров и уступают права на постановку по символическим ценам. По словам Елены Греминой, «обычно мы отчисляем автору столько, сколько принято по российским законам об авторском праве. Это совсем немного».

Другое дело, что сверхъестественный коммерческий успех «Монологов вагины» в нашем неиспорченном политкорректностью обществе пока невозможен. Пьеса Ив Энслер в театре им.Пушкина проходила бы по ведомству современной авангардной драмы, собирая на представления горстку интеллектуалов. «Не думаю я, что у нас «Монологи» станут таким же хитом. Не дозрели еще граждане наши», – вздыхает Кирилл Серебренников.

Виктория Никифорова