|
Ваше благородие, госпожа вагина
Каждый год в феврале тысячи женщин по всему миру собираются толпами и хором кричат: "Ва-ги-на! Ва-ги-на!" Полиция безмолвствует. Фотографы самых влиятельных газет и операторы новостных каналов приникают к видоискателям. Зеваки толпятся вокруг. Жизнь в городе замирает. Это В-день. Праздник солидарности трудящихся вагин.
Слово на букву "в"
В-день придумала американка Ив Энслер, женщина нелегкой судьбы. В детстве ее бил и насиловал папа - нет-нет, не Римский папа, хотя католики тоже те еще педофилы - а родной отец. В юности она пила запоем и потребляла наркотики. Потом с трудом вылечилась и попыталась обзавестись семьей. Но из этого ничего не вышло. С литературной деятельностью - а Энслер сочиняла и стихи, и прозу, и драмы - тоже не сложилось. К 40 годам она была абсолютно одиноким индивидуумом неопределенной сексуальной ориентации. Ее сочинения не читала ни одна живая душа. У нее не было ни денег, ни славы, ни счастья. Впору было вспомнить все слова на "х", "ж" и "п". Но Энслер пришло в голову слово на букву "в".
В начале 90-х она стала задавать своим приятельницам странные вопросы. "Что бы сказала ваша вагина, если бы могла говорить?" "Как бы оделась ваша вагина?" "Что она хотела бы съесть?" "Какое кино посмотреть?" "Какую музыку послушать?" Поначалу приятельницы думали, что Энслер сходит с ума. Потом поняли, что она пишет пьесу. Из сотен интервью Энслер скомпоновала документальную драму и назвала ее "Монологи вагины".
Естественно, никто не хотел ее ни печатать, ни ставить. Стоило продюсерам увидеть папку, на которой было написано слово на букву "в", они впадали в ступор. "Измени название, -- говорили мне. -- Чокнулась ты что ли? -- Но я не поддавалась," -- вспоминала потом Энслер.
С превеликим трудом ей удалось пробиться в крошечный любительский театрик "Спот" в Нью-Йорке. Полгода она читала там "Монологи вагины". Публика хохотала, возмущалась, кричала: "Прекратите безобразие!" На Манхэттэне Энслер стала кем-то вроде городской сумасшедшей. "Госпожа вагина! Госпожа вагина идет!" -- смеялись люди, встретив ее случайно в магазине или на улице.
Но в один прекрасный день Энслер удалось затащить на свой моноспектакль Джейн Фонду. Звезда тяжело переживала свой развод с Тедом Тернером. Энслер убедила ее, что все проблемы женщин - от того, что они мало думают о своих вагинах. Фонда ей поверила. Она даже согласилась прочитать "Монологи" со сцены. Весенним днем 1997 года - когда суперзвезда вышла на сцену и, улыбнувшись зрителям, сказала "Вагина… Какое странное слово, правда?" -- судьба Энслер была решена.
"Монологи вагины" стали самой популярной современной пьесой. В них сыграли Мерил Стрип и Гленн Клоуз, Вупи Голдберг и Наоми Кэмпбелл. За пару лет Энслер стала одной из самых богатых писательниц мира, уступив разве что Джоан Роулинг. Газета "Нью-Йорк Таймс" назвала ее "мессией, провозвестившим второе пришествие феминизма". Чтобы закрепить успех, Энслер организовала В-фонд - благотворительную организацию в помощь нуждающимся вагинам. Апофеозом В-движения стал В-день - праздник солидарности трудящихся вагин.
Вагину - в массы
С легкой руки Энслер, вагина пошла по миру. В Патагонии и в Нью-Йорке, в Париже и Руанде в-фанаты создают картины, фотографии, инсталляции и коллажи, воспевающие ее, любимую. Каждый день секретари Энслер, чертыхаясь, разбирают почту, переполненную вариациями на тему вагины. В рамках В-дня проводятся конкурсы на лучшее описание своей вагины и показы модных коллекций, где все наряды варьируют в-тему. Когда Энслер ездит по миру, ее встречают пирогами и тортами в форме вагины. На торжественных приемах ее потчуют салатами-вагинами и вагинами-отбивными. Каждый год комитет В-дня проводит поэтический конкурс "Я и моя вагина". Эми Кэтрин Ванесса Томас, победительница прошлогоднего состязания, написала так:
"В раю
Мы больше ничего не стыдимся.
Босые женщины гуляют по земле,
Глядя вперед."
Благодаря Энслер, неприличное слово на букву "в" обрело легальный статус в официальном английском языке. Впервые оно появилось на огромных афишах, установленных вдоль шоссе И-95, на подъезде к Нью-Хейвену. Завидев заветное слово, водители испуганно тормозили. Количество ДТП на этом отрезке И-95 возросло в разы. Автомобилисты пожаловались в местный муниципалитет. Но рекламный агент Энслер отстоял в суде свое право на использование "вагины". С тех пор в-слово разрешается печатать в газетах, журналах и на рекламных щитах не так, как раньше - с точками, а полностью.
Что уж говорить про "Монологи вагины". Количество переизданий знаменитой пьесы не поддается учету. Общий их тираж составляет миллионы экземпляров. Фанаты "Монологов" просят Энслер найти подходящего композитора и соорудить мюзикл про вагину. Также они надеются, что, когда политкорректность восторжествует, в США выстроят тематический парк. Что-то вроде "Вагина-ленд". Представляете, какие там будут аттракционы?
Пока же сочинение Энслер ставят по всему миру - в профессиональных, любительских, студенческих театрах. Телеверсию "Монологов вагины" снял канал Эйч-Би-О. Последовательницам Энслер, воспевающим вагину и исследующим ее глуби, нет числа. Только что крупнейшее издательство "Авалон Паблишинг Хаус" объявило о выходе книги "Вагины: инструкция по употреблению", написанной феминистками "новой волны" Кэрол Ливоти и ее дочерью Элизабет Топп.
Театральные деятели, прикинув на глазок доходы, которые принесла Энслер ее "Вагина", извелись от зависти. Бродвей моментально заполонили пародии и подражания "Монологам". Добились неслыханного для себя успеха с пародийным шоу "Говорит мой пенис" второразрядные комики Дэйв Джонсон и Берт Челлис. В театре "офф-Бродвея" с аншлагами идут "Признания пениса". Недавно все главные театральные премии получил мюзикл под названием "Город мочи". Все, что было неприличным, вошло в моду и стало приносить доход.
Вагина говорит по-русски
Пару лет назад "Вагина" едва не пробилась в Москву. Ее привезла с собой Ингеборга Дапкунайте, сыгравшая в лондонской постановке пьесы Энслер. Она показала пьесу своему другу, культовому режиссеру Кириллу Серебренникову. Он пришел в восторг и понес "Монологи" в театр им.Пушкина, где как раз в это время ставил скандальную пьесу из жизни лондонских гомосексуалистов "Откровенные полароидные снимки".
"Монологи" перевели на русский. Они попались на глаза худруку театра Пушкина Роману Козаку и он тоже загорелся идеей постановки. Причем рассудил радикально: в Москве, как и на Западе, "Монологи" должны читать не актрисы, а известные политические деятельницы. По столице пополз слушок, будто Козак уже ведет переговоры об участии в спектакле с Любовью Слиской, Ириной Хакамадой и Валерией Новодворской.
Но Дапкунайте по семейным обстоятельствам уехала в Лондон. И история с "Монологами вагины" по-русски заглохла.
Я позвонила в театр Пушкина. "Да вы что!" -- закричали на меня. -- "Эта старая сумасшедшая лесбиянка написала полный бред! Ноги ее не будет на нашей сцене". "Она конечно лесбиянка, но не такая уж старая," -- подумала я и позвонила Серебренникову.
"Какая вагина?" -- сказал мне Серебренников. - "Где вы такое слово-то слышали, девушка? У нас другое слово есть. Куда лучше. Я для этой пьесы придумал хорошее название. Вот послушайте, как звучит: "Песни пизды". Это было бы грандиозно. Поставить эту пьесу, рекламу по всей Москве сделать, растяжки над Тверской огромными буквами. Представляете: едет Путин из Кремля и видит растяжку: "Песни пизды"." Я представила. "Чего ж не поставили-то, Кирилл?!" -- "Не дозрели еще граждане наши," -- вздохнул Серебренников.
Я тоже вздохнула. В голову пришел заголовок статьи: "Говорит и показывает пизда". Огромными буквами, в журнале "Мулен-Руж". "Не дозрели еще редакторы наши" -- подумала я и нажала клавишу Delete.
Вагины всех стран, соединяйтесь!
Кульминация В-движения - это, конечно, В-день. "В" ("V") в названии отсылает к разным словам. Прежде всего, это мать наша вагина. Потом - violence, насилие. Официальная цель В-дня - сбор средств и разнообразные акции в помощь женщинам, страдающим от сексуального насилия, избиений, сексуального рабства и пр. Еще "в" намекает на святого Валентина: день влюбленных является главным конкурентом В-дня. Разумеется, V - это и victory, победа. А интимным подругам Энслер признается, что очертания этой буквы напоминают ей раздвинутые женские ноги.
Первый в истории В-день был отпразднован 14 февраля 1997 года относительно скромно. Самым успешным В-днем стало 10 февраля 2001 года, когда единомышленницам Энслер впервые удалось оккупировать стадион "Мэдисон сквер Гарден" и бальный зал "Хаммерштейн" в Нью-Йорке и пригласить кинозвезд сыграть "Монологи вагины". Послушать, как Гленн Клоуз произнесет слово cunt (пизда), сбежалось около 20 тысяч человек. За один день В-фонд собрал больше трех миллионов долларов пожертвований.
Сегодня день вагины празднуют в 76 странах мира. Популярнее всего он в США. В университетских кампусах он давно заменил день святого Валентина. За семь лет порядок празднования устоялся. Сначала идет благотворительное представление "Монологов", сбор от которого поступает угнетенным женщинам Индии или Афганистана. Потом собравшиеся скандируют слово на букву "в" и разные зажигательные речевки типа "Говорит моя вагина", "Я люблю свою вагину". Потом - дискуссии с консерваторами, встречи с приверженцами и "свободное время": танцы, песни, рисование на асфальте первичных половых признаков и создание граффити вроде "У меня классная ваг!" Но подоплека происходящего не меняется: В-день - это день сбора пожертвований в В-фонд Ив Энслер. За семь лет они насобирали в помощь вагинам всего мира 25 миллионов долларов.
За это время вагина стала раскрученным и коммерчески успешным брэндом. В-день спонсируют крупнейшие торговые сети, фирмы по производству тампаксов и женские журналы. В-фонд установил связи с самыми известными производителями: теперь, покупая коробку конфет, браслет или футболку с надписью "Воин вагины", потребитель делает вклад в борьбу вагин против насилия.
Мало этого, вагина стала политическим знаменем. Размахивая им, можно добиться чего угодно. В-активисты во главе с Энсдер колесят по всему миру, созывают конференции и съезды, защищают афганских женщин от талибов, выступают в ООН и Конгрессе США, участвуют в президентских выборах, протестуют против войны в Ираке.
"Алло! Ты слышишь? Ты понимаешь, что это слава? Ты знаешь, что стала звездой?" -- спрашиваю я свою вагину.
Не дает ответа.
Саша Пяльцева
|