|
«Таня»
Оправдание
мелодрамы
«Таня» в РАМТе -- самая неожиданная премьера сезона. До сего времени ее
режиссер Александр Пономарев слыл одним из главных авангардистов столичной
сцены. Он ставил футуристов и обэриутов, презирал традиционную драму и
поклонялся Хармсу. Он обожал выстраивать на сцене непонятные конструкции,
рассаживать на них, как птиц на жердочках, артистов, одетых в диковинные
костюмы, и заставлять их произносить неудобопроизносимые монологи. И вдруг
Пономарев проклял все, чему прежде верил, и поклонился тому, что презирал.
Он
поставил самую знаменитую советскую мелодраму – совершенно всерьез. Без
малейшей иронии он отнесся к таниной любви и к таниному горю, обильно и с
уважением процитировал классический спектакль 1939 года в постановке Андрея
Лобанова с Марией Бабановой в главной роли. С неожиданной для себя любовью к
бытовым деталям Пономарев воссоздал классический интерьер старой советской
квартиры, чтобы потом нежно, почти незаметно подменить быт символическими
образами финала. Он с видимым удовольствием поставил романтический спектакль в
традициях 30-х.
Премьеру
«Тани» не с чем сравнить. Это все равно, как если бы Владимир Сорокин вдруг
взял и написал любовный роман – чистый, трогательный, без единого матерного
слова.
Слезинка ребенка
В пересказе сюжет арбузовской
пьесы вызывает усмешку не только у авангардиста. «Таня» --это
история молодой женщины, которая так сильно влюбилась в мужа, что ради него
бросила медицинский институт, порвала со всеми друзьями и стала сидеть дома,
как образцовая домохозяйка. Но муж с ней соскучился, влюбился в другую женщину
– директора золотого прииска, и Таня ушла, не успев сказать ему о том, что ждет от него ребенка. Проходит год, величественно
раздвигается бархатный занавес, и мы видим Таню у кроватки ее больного ребенка:
он умирает от дифтерита, а она не может ему помочь. Когда-то она сбежала к
возлюбленному, не успев законспектировать лекцию о лечении дифтерита, а теперь
возлюбленный живет с другой, а его
сын умирает у нее на руках.
После антракта мы встречаемся с Таней, повзрослевшей и
подурневшей: после смерти сына она все-таки закончила
медицинский институт и теперь приехала на край земли, в тайгу, где
комсомольцы строят город будущего – Стальград. Здесь она работает врачом, и
первый ребенок, которого ей удается спасти, болеет, разумеется, дифтеритом. И
как положено в мелодраме, он оказывается сыном бывшего таниного мужа.
И вот за этим невероятным сплетением событий большой зал
Молодежного театра следит, затаив дыхание. Такое впечатление, что поначалу на
репетициях Пономарев ставил спектакль про спектакль – занимался любимой забавой
пост-модерниста. Он цитировал бабановские мизансцены, наблюдал, посмеиваясь,
как движется роскошный занавес, рассекая судьбу героев на самом интересном
месте. Но в какой-то момент пьеса увлекла его настолько, что он и сам не
заметил, как сжился со своей героиней. У него получилась мелодрама, чистая как
слеза ребенка. Надо было слышать, как замирал огромный зал РАМТа, когда Таня
шла к кроватке посмотреть на своего мертвого сына.
Еще большее удовольствие от происходящего на сцене
получали актеры. Раньше в спектаклях Пономарева им доставались роли странных
поэтических персонажей, больше похожих на ожившие метафоры. Теперь они с
нескрываемым удовольствием играют живых людей. Дарья Семенова, дебютантка
РАМТа, исполнила главную роль так, что арбузовская мелодрама обрела возвышенный
строй трагедии. Семеновой не очень удался первый акт: она не умеет изображать
глупое щенячье счастье. Зато взрослая Таня вышла у нее сильной, умной и
предельно естественной. Татьяна Шатилова с бенефисным блеском сыграла танину
квартирную хозяйку. А Илья Исаев (Герман) и Оксана Санькова (Шаманова) со
вкусом подражали кинозвездам 30-х.
Смерть
Сталина
В
«Тане» есть еще один герой. О нем вспоминают не часто, но в самые важные
моменты действия. Это Сталин. С его фотографией разговаривает смешная и добрая
старуха – танина квартирная хозяйка. Репортаж о том, как Сталин поднимается на
трибуну 7 ноября, слушает по радио Таня, прежде чем броситься на лыжах, в
пургу, спасать чужого ребенка. Для Пономарева это принципиально. Он мог бы
выбрать для постановки поздний вариант пьесы: Арбузов переписывал «Таню»
несколько раз и после войны все упоминания об отце народов убрал. Но спектакль
в РАМТе называется «Таня. Первый вариант», и Сталина из него не выкинешь.
Впрочем,
проявлять либеральное негодование по этому поводу может только человек, начисто лишенный эстетического слуха. Дело в том, что Сталин
в рамтовской «Тане» -- абсолютная фикция,
бессмысленное имя, ничего не значащая фотка в рамке. Героиня Шатиловой
крестится на его фотографию как на икону: на самом деле, ей совершенно
безразлично, кому рассказывать о своей горькой жизни – Николаю-угоднику или
лучшему другу физкультурников. Таня, заслышав слова диктора «Сталин идет»,
встает, надевает лыжи и отправляется в снежную пустыню исполнять свой врачебный
долг. Но загипнотизирована она отнюдь не заветным именем, а собственной
решимостью умереть, если это нужно для спасения чужой жизни. Дарья Семенова
играет это совершенно отчетливо
В
«Тане» Пономареву удалось вернуть истории ее подлинный объем. Он развел героизм
и пропаганду, любовь и идеологию. Ему удалось отделить частную человеческую
судьбу, личный человеческий героизм от мифов эпохи. Неважно, каким идолам
поклоняется человек, важно, что заставляет его делать его вера.
Первым из современных режиссеров Пономарев посмотрел на 30-е годы без гнева
и пристрастия, без иронии и издевки. Он сумел увидеть в
героях Арбузова нормальных живых людей, а не сталинских соколов. За
свою смелость он был вознагражден. Пьеса 1937 года позволила ему
рассказать
необыкновенно актуальную историю о честности и самопожертвовании, о любви и
надежде. В этой странной мелодраме он услышал пульс самой жизни – неровный и
непредсакуземый.
«Таня»
первый спектакль Пономарева, в котором режиссер позволил себе сочувствовать
своим героям и просто, честно рассказывать их истории. И это первый его
спектакль, который надолго полюбят не только его друзья-критики, но и зрители.
Виктория Никифорова
|