|
«Арто и Гитлер в романском
кафе»
Гитлер и его
двойник
Мартин Вуттке – лучший театральный актер Германии. Несколько лет назад в этом
еще могли быть сомнения, но он привез в Москву «Карьеру Артуро Уи», сыграл в
ней главную роль и навсегда поселился в памяти театралов – бледный,
сумасшедший и неотразимый диктатор. Недавно вы могли видеть его в фильме Фолькера Шлендорфа «Легенды Риты»,
где он играет офицера штази.
Левака и авангардиста,
Вуттке парадоксально тянет к представителям сильной власти. Он издевается над
ними и на сцене и на экране, но не перестает их играть, вживаясь в образ до
полного отождествления. Для роли Артуро Уи он изучил всю биографию Гитлера –
вплоть до малейших деталей, полузабытых анекдотов, полупридуманных сплетней. В
новом моноспектакле «Арто и Гитлер в романском кафе», который он только что
показал в Москве, он вновь возвращается к своему любимому герою.
От
Арто до Гитлера один шаг
Нехитрый
текст «Арто и Гитлера» основан на популярной идее о том, что искусство
авангарда предвосхитило приемы и риторику тоталитарной политики. Татлин был
предтечей Сталина. Антонен Арто – Гитлера. Среди всех загадочных фраз
французского теоретика театра, над которыми давно бьются его духовные
наследники, Вуттке выбрал самую загадочную -- про актеров, которые должны
«сгорать на кострах, подавая знаки своими телами». В 60-е, когда деятели театра
пытались реализовать горячечные метафоры Арто, режиссеры полагали, что «костры»
символизируют дыхание или эмоции. Вуттке в молодости тоже чрезвычайно увлекался
упражнениями «по Арто». Но в теперешнем спектакле он дает очень простую
разгадку старой метафоры. «Костры» – это газовые печи. Актерами становятся
узники концлагерей, а главным режиссером этого пылающего шоу Арто назначает
Адольфа Гитлера.
Понятное
дело, Арто и Гитлер никогда не встречались в кафе. Окончательно сойдя с ума в
1938 году, Арто всю вторую мировую просидел в психиатрической лечебнице, в то
время, как его воображаемый собеседник запаливал мир со всех концов сразу.
Моноспектакль Вуттке – это разговор Арто с самим собой, а с кем еще
разговаривать бедному сумасшедшему, запертому наедине со своими фантазиями?
Иногда Вуттке приглаживает светлые волосы набок, и мы уже не понимаем, то ли это
Антонен пытается походить на бюргера, то ли Адольф – на непризнанного гения.
Вуттке
вообще очень идейный артист. Недаром он несколько лет был художественным
директором традиционно политизированного театра «Берлинер Ансамбль» и считался
прямым наследником Брехта по части левой пропаганды. Один из своих
моноспектаклей он играл по пьесе Эльфриды Элинек (известной нам по
феминистскому роману «Пианистка»), и это была чистая политическая сатира. Наш театр заставил нас позабыть, что
политические страсти могут придавать необычайный драйв зрелищу. Вуттке об этом
напоминает. Летучий огонь его темперамента вспыхивает от соприкосновения с
идеями, а не с характерами. Актерское воображение позволяет ему воспринимать
историю остро, как выпуск новостей. Надо слышать, как глухо он выдыхает слово Ofen – “печь”, словно пытаясь избавиться от незабываемого кошмара.
От
Гитлера до Далиды еще меньше
Впрочем,
еще более жутко, прямо как голодный Дракула, он воет интернациональное слово
«аспирин» -- раскатывает «а», возносясь до фальцета, и с бешеной скоростью, как
на американских горках, спускается к басовому «и». Через пять минут синхронного
перевода зритель чувствует себя, как Остап Бендер перед Рабиндранатом Тагором:
«Переводить не нужно. Кажется, я уже начал понимать по-индийски.» Помаленьку
публика вынимает из ушей аппараты, погружаясь в чистую стихию немецкой речи,
которую исторгает из себя Вуттке.
Крошечная площадка на сцене отгорожена от зрителей
стеклом, и на ней ползает, кривляется, хохочет и, как взбесившееся насекомое,
бросается на стекло его Арто-Гитлер. Он источает слова всем телом, они
пронизывают его насквозь, стекают с кончиков пальцев, -- корчащиеся согласные,
растекающиеся гласные, извивающиеся шипящие. И вдруг, в самый разгар этого
буйства Вуттке делает паузу. Только что он бился всем телом о стекло, давился
словами, падал на пол. И вот уже сидит, аккуратный, прилизанный, и быстро
усмехается, словно говоря: «не верьте ни единому слову». Глядя, как сгорает на
костре своего темперамента Вуттке, ему позавидовал бы Арто. Глядя, как он
держит остраняющую паузу, восхитился бы Брехт. Вуттке умудрился примирить две
главные и вечно конкурирующие традиции театрального искусства.
К
концу спектакля Вуттке залезает на крышу своей клетушки и начинает петь в
микрофон песенку Далиды «Je sui malade». По замыслу автора, это
наглядная иллюстрация того, что происходит с художественными открытиями.
Сначала Арто открыл, что крик – это главная стихия сценического искусства.
Потом кликушествующий с трибуны Гитлер превратил вопли в прием политической
риторики. А в конце концов сиплые завывания перешли по наследству поп-диве,
потеряв по пути и священный жар и демагогический яд. Однако финал идейного
спектакля Вуттке глубоко ироничен. Меньше всего, любуясь его гримасами и
завываниями, думаешь о его левизне.
В сухом остатке «Арто и Гитлера» остается чистое актерское
искусство – содрогание гортани, клинч интонаций, прихотливая игра лицевых
мускулов, судорога, сводящая пальцы. Брехтовская закваска сильна в Вуттке.
Конечно, он хотел бы наставлять и поучать свою публику. Но загипнотизированный
им зал предпочитает не думать об отношениях искусства и политики, а просто
наслаждаться виртуозностью артиста.
Виктория Никифорова
|