|
«Пух и прах»
От смеха никто не
умрет
От смеха никто не
умретСанкт-Петербургский театр
«АХЕ-групп» составляют
клоуны, но как-то странно называть клоунами эту серьезную троицу. Правда, два
господина одеты в лохмотья, а у дамы высоко подрисованы брови, но все, что они
делают в «Пухе и прахе», так возвышенно, так тонко. Растопыривают пальцы,
протягивая палочки от указательного к носу партнера, от мизинца – к его
подбородку, -- и готова бамбуковая метафора для флирта. Гоняют по столу кораблик,
дуют на него, топят, -- и выглядят как гомеровские боги, рассердившиеся на
Одиссея. Сгорают в огне страсти – самом настоящем, невыдуманном, и публика с
интересом ждет, когда же придет пожарник.
Ассортимент трюков, которые «АХЕ» демонстрирует за полтора
часа сценического времени, не поддается учету. Как фокусники из цилиндра, они
достают все новые и новые штучки, занятные и забавные. Открывают чемоданчик, а
оттуда бьет столб синего света, и артист, извиваясь и корчась в его лучах, красиво
машет какой-то тряпочкой. Жгут костер в глубине сцены и мечтательно смотрят на
долго гаснущие угольки. Ковыляют на каких-то деревянных кругляшках – то ли
великанских сабо, то ли самодельных котурнах. И в какой-то момент за мутациями
вещей становится интереснее наблюдать, чем за лицами актеров. Играя с
предметом, они сливаются с ним, уступают ему и в конечном счете проигрывают. Выходя
на поклоны, они спускают на веревочке из-под колосников какую-то круглую штучку
с нарисованной спиралью, и твой взгляд то и дело соскальзывает с потных
актерских лиц на этот кружок – остановится он, наконец, или так и будет
крутиться?
То, что делает «АХЕ-групп», располагается на
среднеевропейской возвышенности театрального ландшафта. Сотни подобных
коллективов по всему Старому Свету с успехом выступают на фестивалях разного
калибра, удивляя публику сложной машинерией и простенькой игрой. По жанру «Пух
и прах» -- нечто среднее между перформансом и инсталляцией. Этих интеллигентных
клоунов совсем нетрудно представить на открытии какой-нибудь остро актуальной
выставки современного искусства, а их аксессуары заставили бы позеленеть от
зависти любого концептуалиста.
На спектакле «АХЕ-групп» понимаешь, какое страшное дело
сделал Вячеслав Полунин, привив дичок метафизики к традиционной клоунаде.
Теперь клоуны боятся просто шутить. Смеху место в «О.С.П. студии», на
подмостках же царят печаль, высший смысл и хороший тон. Артисты Антона Адасинского
запугивают зрителя до потери сознания и наводят метафизическую тоску, клоуны из
«АХЕ-групп» -- их конкуренты в борьбе за нынешнюю «Золотую маску» -- заставляют
свою публику мыслить и переживать. И никто не дает просто повеселиться. Эффект,
которого добивается их учитель, гораздо сложнее: глядя на Полунина, ты сначала
смеешься, а потом что-то соображаешь и начинаешь грустить. Его эпигоны идут по
более простому пути: подбрасывают залу метафору и заставляют ее расшифровывать,
не заботясь о том, чтобы повеселить зал. Совсем как в старой шутке: «Главное,
чтобы не было комикования, как у Чаплина.» -- «Не бойтесь, как у Чаплина не
выйдет.»
В интеллигентных и выверенных спектаклях «АХЕ-групп» все
прекрасно – и грим, и костюмы, и трюки, и аксессуары. И все это не смешно. На
протяжении спектакля зрители вежливо хмыкают, заинтересованно похрюкивают, но
ни разу зал не взрывается хорошим утробным хохотом, который раньше считался
показателем клоунского класса. Но как-то неловко требовать от таких
образованных и изысканных клоунов, чтобы они валяли дурака и смешили нас до
колик. Чай, не прошлый век. Чаплин давно умер.
Виктория Никифорова
|