Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Пух и прах»

От смеха никто не умрет

От смеха никто не умретСанкт-Петербургский театр «АХЕ-групп» составляют клоуны, но как-то странно называть клоунами эту серьезную троицу. Правда, два господина одеты в лохмотья, а у дамы высоко подрисованы брови, но все, что они делают в «Пухе и прахе», так возвышенно, так тонко. Растопыривают пальцы, протягивая палочки от указательного к носу партнера, от мизинца – к его подбородку, -- и готова бамбуковая метафора для флирта. Гоняют по столу кораблик, дуют на него, топят, -- и выглядят как гомеровские боги, рассердившиеся на Одиссея. Сгорают в огне страсти – самом настоящем, невыдуманном, и публика с интересом ждет, когда же придет пожарник.

Ассортимент трюков, которые «АХЕ» демонстрирует за полтора часа сценического времени, не поддается учету. Как фокусники из цилиндра, они достают все новые и новые штучки, занятные и забавные. Открывают чемоданчик, а оттуда бьет столб синего света, и артист, извиваясь и корчась в его лучах, красиво машет какой-то тряпочкой. Жгут костер в глубине сцены и мечтательно смотрят на долго гаснущие угольки. Ковыляют на каких-то деревянных кругляшках – то ли великанских сабо, то ли самодельных котурнах. И в какой-то момент за мутациями вещей становится интереснее наблюдать, чем за лицами актеров. Играя с предметом, они сливаются с ним, уступают ему и в конечном счете проигрывают. Выходя на поклоны, они спускают на веревочке из-под колосников какую-то круглую штучку с нарисованной спиралью, и твой взгляд то и дело соскальзывает с потных актерских лиц на этот кружок – остановится он, наконец, или так и будет крутиться?

То, что делает «АХЕ-групп», располагается на среднеевропейской возвышенности театрального ландшафта. Сотни подобных коллективов по всему Старому Свету с успехом выступают на фестивалях разного калибра, удивляя публику сложной машинерией и простенькой игрой. По жанру «Пух и прах» -- нечто среднее между перформансом и инсталляцией. Этих интеллигентных клоунов совсем нетрудно представить на открытии какой-нибудь остро актуальной выставки современного искусства, а их аксессуары заставили бы позеленеть от зависти любого концептуалиста.

На спектакле «АХЕ-групп» понимаешь, какое страшное дело сделал Вячеслав Полунин, привив дичок метафизики к традиционной клоунаде. Теперь клоуны боятся просто шутить. Смеху место в «О.С.П. студии», на подмостках же царят печаль, высший смысл и хороший тон. Артисты Антона Адасинского запугивают зрителя до потери сознания и наводят метафизическую тоску, клоуны из «АХЕ-групп» -- их конкуренты в борьбе за нынешнюю «Золотую маску» -- заставляют свою публику мыслить и переживать. И никто не дает просто повеселиться. Эффект, которого добивается их учитель, гораздо сложнее: глядя на Полунина, ты сначала смеешься, а потом что-то соображаешь и начинаешь грустить. Его эпигоны идут по более простому пути: подбрасывают залу метафору и заставляют ее расшифровывать, не заботясь о том, чтобы повеселить зал. Совсем как в старой шутке: «Главное, чтобы не было комикования, как у Чаплина.» -- «Не бойтесь, как у Чаплина не выйдет.»

В интеллигентных и выверенных спектаклях «АХЕ-групп» все прекрасно – и грим, и костюмы, и трюки, и аксессуары. И все это не смешно. На протяжении спектакля зрители вежливо хмыкают, заинтересованно похрюкивают, но ни разу зал не взрывается хорошим утробным хохотом, который раньше считался показателем клоунского класса. Но как-то неловко требовать от таких образованных и изысканных клоунов, чтобы они валяли дурака и смешили нас до колик. Чай, не прошлый век. Чаплин давно умер.

Виктория Никифорова