|
«Пленные духи»
Игры кентавров
Боевые братья Пресняковы, только что десантировавшиеся во МХАТ со своим
«Терроризмом», на этот раз взялись за наше почти все. «Пленные духи»
рассказывают историю любовного треугольника в составе Александр Блок – Андрей
Белый – Любовь Менделеева-Блок.
Захватив в заложники выдающихся декадентов, братья не очень
с ними церемонятся. Они вольно перевирают реалии и совершенно не заботятся о
том, чтобы стилизовать речь эпохи. О Серебряном веке в словах героев напоминает
только вечный вопль «Господа!», да и тот скомпрометирован криком «Господа, вы
звери!», который вдруг издает расшалившийся Белый. Больше всего герои
Пресняковых напоминают современных шизофреников,
возомнивших себя Блоком, Белым и его женой. Впрочем, их поток
сознания выдает нестандартную одаренность и ориентацию, а симптомы
упоительно любопытны.
Режиссер Владимир Агеев, который всю свою творческую жизнь
пытается выйти из шинели Анатолия Васильева, отнесся к этой веселой ахинее с
обычной серьезностью. Он проштудировал источники, уснастил действие скрытыми и
не очень цитатами и постарался дать понять зрителю, что не все так просто в его
веселом спектакле. Желающие могут перед походом в Центр драматургии и режиссуры
подчитать классиков. Тогда странная кобыла, которую видит во сне матушка Блока,
обернется степной кобылицей, которая по меткому слову классика, мнет ковыль. А
кентавр-Белый, густо ржущий на сцене, напомнит о
кентаврах из бугаевских «Симфоний». Найдут свое объяснение и многие странности
героев. Узнает любопытный зритель, почему Любовь Дмитриевна Менделеева, она же
по совместительству Вечная Женственность, содержится своим гениальным папашей в
стеклянном шкафу, словно спящая царевна в гробу, и почему выбирается оттуда
облаченная в полный наряд парашютиста-десантника. И догадается, какие непростые
отношения связывали Сашу Блока с дворовым человеком Сеней, которого поэт для
вдохновения наряжал в женское платье.
Но истинная прелесть «Пленных духов» в том, что без этого
предварительного чтения свободно можно обойтись. На премьере какой-то блоковед
хохотал и хлопал после самых невинных реплик, но он был не одинок. Зал
веселился напропалую, совершенно не вникая в литературоведческие тонкости.
Агеев ставил мистерию, а его актеры сыграли капустник. Их заняла только вечная
история про глупенькую Коломбину, меланхолика Пьеро и холерика Арлекина. Нет,
они послушно перевоплощаются в кентавров, отыгрывая метафору духа, плененного
телом, но в их исполнении это просто хороший этюд, без всяких подтекстов –
философских или исторических. Анатолий Белый с удовольствием вытанцовывает роль
своего однофамильца, но ничто не предвещает в его герое той пропасти безумия, в
которую он рухнет, влюбившись в жену лучшего друга. Артем Смола ужасно, до
карикатурности похож на Блока, но представить, что этот недоросль уже написал «закат
в огне», не стоит и стараться.
Пуристы не преминут оплевать «Пленных духов». Их возмутит
панибратское отношение к классикам и любое упоминание о смешной и неприличной
физиологии творчества. Но любой непредубежденный зритель с удовольствием
посмотрит анекдот из жизни поэтов.
Это ведь наша альтернативная история – причем не только
история литературы. Глядя на то, как хороводятся гении в имении Менделеевых,
невольно представляешь себе, что было бы, если бы матушку Блока, а заодно и его
самого, вылечили бы в хорошей психиатрической клинике от тиков и глюков. Женился бы Блок на своей Любови и не боялся бы осквернить сексом ее вечную
женственность, а наоборот, сделал бы ей детишек. А Белый приходил бы к ним чай
пить. Стихов, конечно, никаких не было бы. И революции тоже не было бы. И
Шахматово бы не сгорело. Чем не вариант?
Виктория Никифорова
|