Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Пленные духи»

Игры кентавров

Боевые братья Пресняковы, только что десантировавшиеся во МХАТ со своим «Терроризмом», на этот раз взялись за наше почти все. «Пленные духи» рассказывают историю любовного треугольника в составе Александр Блок – Андрей Белый – Любовь Менделеева-Блок.

Захватив в заложники выдающихся декадентов, братья не очень с ними церемонятся. Они вольно перевирают реалии и совершенно не заботятся о том, чтобы стилизовать речь эпохи. О Серебряном веке в словах героев напоминает только вечный вопль «Господа!», да и тот скомпрометирован криком «Господа, вы звери!», который вдруг издает расшалившийся Белый. Больше всего герои Пресняковых напоминают современных шизофреников, возомнивших себя Блоком, Белым и его женой. Впрочем, их поток сознания выдает нестандартную одаренность и ориентацию, а симптомы упоительно любопытны.

Режиссер Владимир Агеев, который всю свою творческую жизнь пытается выйти из шинели Анатолия Васильева, отнесся к этой веселой ахинее с обычной серьезностью. Он проштудировал источники, уснастил действие скрытыми и не очень цитатами и постарался дать понять зрителю, что не все так просто в его веселом спектакле. Желающие могут перед походом в Центр драматургии и режиссуры подчитать классиков. Тогда странная кобыла, которую видит во сне матушка Блока, обернется степной кобылицей, которая по меткому слову классика, мнет ковыль. А кентавр-Белый, густо ржущий на сцене, напомнит о кентаврах из бугаевских «Симфоний». Найдут свое объяснение и многие странности героев. Узнает любопытный зритель, почему Любовь Дмитриевна Менделеева, она же по совместительству Вечная Женственность, содержится своим гениальным папашей в стеклянном шкафу, словно спящая царевна в гробу, и почему выбирается оттуда облаченная в полный наряд парашютиста-десантника. И догадается, какие непростые отношения связывали Сашу Блока с дворовым человеком Сеней, которого поэт для вдохновения наряжал в женское платье.

Но истинная прелесть «Пленных духов» в том, что без этого предварительного чтения свободно можно обойтись. На премьере какой-то блоковед хохотал и хлопал после самых невинных реплик, но он был не одинок. Зал веселился напропалую, совершенно не вникая в литературоведческие тонкости. Агеев ставил мистерию, а его актеры сыграли капустник. Их заняла только вечная история про глупенькую Коломбину, меланхолика Пьеро и холерика Арлекина. Нет, они послушно перевоплощаются в кентавров, отыгрывая метафору духа, плененного телом, но в их исполнении это просто хороший этюд, без всяких подтекстов – философских или исторических. Анатолий Белый с удовольствием вытанцовывает роль своего однофамильца, но ничто не предвещает в его герое той пропасти безумия, в которую он рухнет, влюбившись в жену лучшего друга. Артем Смола ужасно, до карикатурности похож на Блока, но представить, что этот недоросль уже написал «закат в огне», не стоит и стараться.

Пуристы не преминут оплевать «Пленных духов». Их возмутит панибратское отношение к классикам и любое упоминание о смешной и неприличной физиологии творчества. Но любой непредубежденный зритель с удовольствием посмотрит анекдот из жизни поэтов.

Это ведь наша альтернативная история – причем не только история литературы. Глядя на то, как хороводятся гении в имении Менделеевых, невольно представляешь себе, что было бы, если бы матушку Блока, а заодно и его самого, вылечили бы в хорошей психиатрической клинике от тиков и глюков. Женился бы Блок на своей Любови и не боялся бы осквернить сексом ее вечную женственность, а наоборот, сделал бы ей детишек. А Белый приходил бы к ним чай пить. Стихов, конечно, никаких не было бы. И революции тоже не было бы. И Шахматово бы не сгорело. Чем не вариант?

Виктория Никифорова