Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Король-олень»

Оленеводы

Дебютный спектакль Николая Рощина – «Пчеловоды» – был психоделическим шоу по мотивам Босха и Брейгеля и обходился без слов. В его новом спектакле «Король-олень» текста много. Но режиссер не разрешает актерам переживать, и все реплики Гоцци они подают кукольными, механическими голосами. На большой сцене академического театра разворачивается не менее галлюциногенное зрелище, чем то, что устроил когда-то Рощин в учебном театре ГИТИСа.

Король Дерамо допрашивает две тысячи семьсот сорок восемь девиц с помощью истукана-сердцеведа. Две тысячи семьсот сорок девятая оказывается дочерью интригана Тартальи. Две тысячи семьсот пятидесятая – дурой Смеральдиной. И только на две тысяче пятьдесят первой сердце Дерамо успокаивается: белокурая Анджела любит его так искренне, что даже всеведущий истукан не смеет в ней усомниться. Но злодей Тарталья не дремлет, хитростью превращает Дерамо в оленя, а сам заселяется в тело короля. Узнает ли Анджела черный дух в любимой оболочке? К этой ахинее, приправленную непременным хэппи-ендом с бритыми котами, свадебными колоколами и тертым табаком в компоте, Рощин подошел со всем почтением.

В русском театре есть две традиции постановки commedia dell’arte. Одна, мрачно-фантастическая, придумана Мейерхольдом. Другая, оптимистическая, была освоена в советское время, но официально числится брэндом Вахтангова. Рощин безусловное предпочтение отдал манере доктора Дапертутто. Он надел на актеров маски, так что под птичьими образинами и париками из пакли не отличишь красавицу от чудовища, и затянул их в жесткий пластический корсет. Фигурки с чудовищными харями кланяются, жестикулируют и перемещаются по сцене с жутковатой механической точностью. Слова камешками сыплются из-под масок, отбивая ритм патетических монологов.

Сказка Гоцци обретает вид фильма ужасов. Деревянные конструкции, которые Рощин уважает со времен «Пчеловодов», живо напоминают пыточные приспособления. Благородный Дерамо в длинном седом парике похож на злого колдуна. А когда под раскаты генделевской музыки огромное колесо начинает перемалывать Тарталью, зал, битком набитый зрителями младшего школьного возраста, замолкает, как кока-колы в рот набрав.

Но Рощин не такой уж злодей, как может показаться. Он не забыл, что ставит для детей, и начинил гоцциевскую оленину многочисленными хохмами собственного изобретения. У него тут есть и добрые олени, которые бегают на паре человеческих ног. И огромный, в два человеческих роста медведь, за которым охотится целая команда под руководством Панталоне, вооруженная «настоящей» пушкой. И очень смешные – хотя и не очень детские – импровизации дзанни. Но венцом его творческой мысли стал, несомненно, облезлый попугай, в которого волей рока обращается маг Дурандарте.

По ходу спектакля вообще замечаешь, что больше всех здесь напуган сам режиссер. Он опасается – и совершенно справедливо – массива абсурдного текста, который готов раздавить действие. Поэтому фьябу Гоцци он порядком урезал, что пошло ей только на пользу. Но больше всего Рощин боится актеров, не совсем представляя, что с ними делать. Ему кажется, что если он не придумает для каждого исполнителя сложнейшую пластически-интонационную партитуру и не заставит ей следовать, начнется всеобщий хаос и развал. Его дисциплинированных, старательных артистов немножко жалко. Кажется, что Наталья Волошина (Анджела) была бы еще трогательнее, если бы не старалась так точно попасть в такт. Но зато на Сергея Печенкина (ее брата) смотреть одно удовольствие – он выписывает ногами кренделя не хуже Плющенко. Дерамо (Иван Волков) величествен, статуарен и неуловимо смешон. А народный артист Николай Каширин идеально вошел в роль балаганного зазывалы.

В Голливуде сейчас новое рождение переживает жанр «семейного кино». Фильмы, вроде «Шрека» или «Детей-шпионов», можно без ущерба для психики смотреть и взрослым и детям. Николай Рощин первым приспособил этот сверх-прибыльный жанр к нашей сцене. В «Короле-олене» есть полный ассортимент культурных радостей для продвинутых зрителей среднего возраста и даже рискованные шуточки толстой Смеральдины. А специально для детей Панталоне обзывает Тарталью вонючкой. И партер хлопает, смеясь, и повторяет: «Вонючка!»

Виктория Никифорова