|
"Федра. Золотой колос"
Что делает Федра в психушке
Живые мыши, дохлые рыбы, бассейны, в которых плещутся герои, и киноэкран, на котором все их переживания видны крупным планом, -- в спектакле Андрея Жолдака "Федра. Золотой колос" собраны все новейшие театральные ноу-хау.
Главная проблема столичного театра - как заманить на спектакль молодого продвинутого и обеспеченного зрителя. Обычно такой субъект предпочитает ходить в кино, оставляя театр для неплатежеспособных дамочек пенсионного возраста. Авторы проекта "Федра. Золотой колос" решили просто: раз зритель хочет в кино, покажем ему "киноспектакль", -- именно так называется жанр, в котором работают режиссер Андрей Жолдак и драматург Сергей Коробков..
Почти все время за актерами по пятам ходит оператор, снимает их на видеокамеру и передает изображение на огромный киноэкран над сценой. Мария Миронова (Федра) и Евгений Ткачук (Ипполит) нервно покуривают, привалясь к косяку, а мы рассматриваем их сверх-крупные планы на экране - отчетливо видны и поры, и неровности кожи, и трясущиеся губы, и слеза, извивающаяся по щеке. Ощущение забавное и довольно неловкое - словно классические любовники шагнули прямо в сегодняшний день и позволяют за собой подглядывать.
Впрочем, "сегодняшний день" -- понятие условное. Действие классической трагедии про любовь мачехи к пасынку Жолдак и Коробков перенесли в 50-е гг. Федра - жена советского генерала, а "Золотой колос" -- санаторий, где она пытается подлечить больные нервы, бредит строчками Цветаевой и Расина и влюбляется в местного дурачка. Разведавший обо всем генерал является в санаторий и убивает ни в чем не повинного молодого человека. Прибавьте к этому галлюцинации Федры, в которых она видит себя проституткой, рок-концерты Ипполита и его друзей, комичные сцены из жизни санатория, -- и вы поймете, что скучать будет некогда.
Жолдак необычайно старательно поработал над тем, чтобы развлечь зрителя. Его находок хватило бы на дюжину спектаклей. И пусть некоторые из них вторичны, зато режиссерский драйв абсолютно неподделен. Действие кипит, перебрасываясь с экрана на сцену и обратно. Метафоры теснят одна другую так быстро, что не успеваешь их расшифровать. Во все стороны брызжет вода из бассейнов, выстроенных аккурат перед первым рядом - здесь купаются и обнимаются и убивают друг друга герои. На экране копошатся лабораторные мыши, и впечатлительные зрительницы с ужасом ждут, что они вот-вот выскочат на сцену и побегут в зал. Дрожит губами Мария Миронова - хрупкая, декадентская дамочка, бьющаяся в тяжелом одеянии трагической героини. Выходят на сцену персонаж-Рот, персонаж-Нос, персонаж-Глаз и персонаж-Ухо.
Эту модернизированную "Федру" абсолютно необходимо видеть. Не выезжая из Москвы, вы моментально получите представление обо всех актуальных тенденциях современного театра. "Федра. Золотой колос" -- самый модный спектакль сезона.
Виктория Никифорова
|