|
"Лес"
Путин пошел в "Лес"
Кирилл Серебренников поставил классическую пьесу Александра Островского в МХТ им.Чехова так, что получился самый сенсационный спектакль сезона
"Путин, это Путин," -- проносится шепоток в партере, и в следующий момент публика уже хохочет, аплодирует, визжит. Почтенные театралы, завсегдатаи МХТ им.Чехова напоминают подростков, бесящихся от восторга на рок-концерте. А на сцене перед ними в строгом черном костюме стоит молодой человек, подозрительно похожий манерами и выражением лица на действующего президента РФ, и самозабвенно поет "Беловежскую пущу".
Для полного репертуарного счастья МХТ не хватало только такого скандала. Теперь его худрук Олег Табаков может по праву гордиться тем, что самый актуальный спектакль Москвы идет на его сцене. Еще несколько таких постановок, как "Лес", и МХТ легко сможет подтвердить свой неофициальный статус "главного театра страны".
Омолаживание классика
"Лес" Кирилла Серебренникова посвящен памяти Всеволода Мейерхольда, самого талантливого и самостоятельного ученика Станиславского. И это не выглядит желанием примазаться к гению. "Лес"-2005 немногим уступает мейерхольдовскому "Лесу"-1926. В новой постановке успешно работает придуманный Мейерхольдом монтажный принцип режиссуры, причем на таком техническом уровне, какой Мейерхольду и не снился. То рассыпает звезды темная ночь, укрывающая своим покрывалом влюбленных. То стучат колеса поездов, озаряя сцену ритмичными сполохами света: это бродячие актеры Счастливцев и Несчастливцев ночь напролет пьют пиво и говорят за жизнь в станционном буфете. То - и зал удивленно ахает, не веря своим глазам - выбегают на сцену мальчики и девочки. Их невероятно много, они занимают собой все пространство. Кое-как уместившись на сцене, они затягивают хором "Беловежскую пущу".
А самое главное - Серебренников, с не меньшей смелостью, чем Мейерхольд, рискнул осовременить классическую пьесу. Ни слова не изменив в тексте Островского, он, словно сквозь волшебное стекло, увидел в нем абсолютно живых, современных персонажей. Помещица Гурмыжская стала у него пожилой советской партдамой. Наталья Тенякова играет ее законченной алкоголичкой, нимфоманкой и ханжой. Купцы превратились в братков: носят "голды" и кожаные пиджаки и базарят по понятиям. Молодое поколение зажигает под мелодии и ритмы зарубежной эстрады и носит расклешенные джинсы. Антураж - воплощенная ностальгия по 70-м.
Фигу вынули из кармана
Главную сенсацию Серебренников приберег к финалу. Гурмыжская выводит в свет и представляет "обществу" своего жениха, который ей во внуки годится. Жених (Юрий Чурсин), облаченный в строгий костюм, выходит на авансцену, проверяет микрофон, складывает руки на причинном месте и начинает произносить нечто вроде инаугурационной речи. Многочисленный детский хор топчется здесь же и выжидает момента, чтобы грянуть "Беловежскую пущу".
Аллегория прозрачна и смешна. Старая запойная потаскуха выглядит Россией. Ее честолюбивый женишок - президентом. Ну а исполнение бессмертного шлягера намекает на ностальгию президента по советской стране, деконструированной благодаря Беловежским соглашениям. Зал во время этой интермедии пребывает в таком же восторге, что и публика театра на Таганке лет так …дцать назад. Однако сегодняшний политический театр выгодно отличает отсутствие страха. Все фиги вынуты из кармана и продемонстрированы власть предержащим. И режиссер и зрители чувствуют себя в своем праве посмеяться над всенародно избранным президентом. И это создает куда более приятную, здоровую атмосферу, чем на старой Таганке. Чувствовать свое единство с залом - это особенное удовольствие для всех зрителей "Леса".
Политический театр: воскрешение
Много лет МХТ им.Чехова был скучнейшей сценической площадкой, куда и критики и зрители ходили по инерции. Положение решительно изменилось за последний год. Если первое время Олег Табаков был занят исключительно обновлением репертуара, кажется, совсем не обращая внимание на качество новых спектаклей, выпускавшихся, словно пулеметная очередь - по дюжине в год, то сейчас он наконец-то начал формировать афишу своего театра, заботясь не о количестве, а о качестве.
Стратегия худрука МХТ проста. Он приглашает в свой театр самых молодых и отвязанных режиссеров и дает им карт-бланш. Точно так же действовал Олег Ефремов, встав во главе МХАТа в 1970-м. И тогда и сейчас эта практика приносила успех. У Ефремова выпустили замечательные спектакли Анатолий Васильев, Кама Гинкас, Лев Додин. У Табакова отлично ставят Сергей Женовач ("Белая гвардия"), Нина Чусова ("Тартюф"), Евгений Гришковец ("Осада") и тот же Серебренников: "Лес" стал уже четвертой его постановкой на сцене МХТ и, пока что, лучшим его спектаклем.
Новые режиссеры приносят в старый театр новые идеи. Самой неожиданной из всех постановочных затей, которыми радовал нас МХТ в последнее время, стало нежданное-негаданное возрождение политического театра, случившееся на премьера "Леса". Кирилл Серебренников доказал, что актуальность и социальный драйв способны сплотить публику куда надежнее, чем трогательные костюмные мелодрамы, а политическая сатира может рассмешить еще сильнее, чем комедии на вечный сюжет "возвращается муж из командировки".
Виктория Никифорова
|