|
«Цыганы»
Бремя «Цыган»
Директор театра им. Пушкина Вячеслав
Орлов очень тепло отзывается о патроне своего театра: «Александр Сергеевич –
это коммерчески выгодная и вместе очень благородная тема.» Надо
понимать, что правительство Москвы дает специальные субсидии на сценическое
воплощение «нашего всего», а в театре Пушкина их с удовольствием отрабатывают.
«Цыганы» в постановке Марины Брусникиной – один из таких беспроигрышных
проектов.
Марина Брусникина выпустила во МХАТе им.Чехова
два спектакля -- «Пролетный гусь» и «Сонечку» -- и наслушалась от критиков
упреков в том, что в ее постановках ничего не происходит и вообще это не театр,
а литература. «Цыганы» -- ответ режиссера на критику,
и весьма решительный. В своей новой постановке Брусникина не дает артистам ни
минуты отдыха. Они трясут плечами, машут платками, стучат каблуками, играют на
экзотических музыкальных инструментах и периодически вскрикивают «Эх, ромалы!»
Когда пот с них начинает лить в три ручья, постановщица позволяет им прилечь,
но и в это время они вынуждены активно обнимать и обцеловывать своих партнеров.
Дело в том, что племя цыган, в которое попадает пушкинский
Алеко, -- это такой своеобразный Вудсток, обитель
свободной любви. Артисты одеты по моде конца 60-х – хипповые макси-юбки, драные кружева, тюлевые шарфики, ковбойские сапожки. Когда
один из актеров бьет чечетку, видно, что он еще не успел отодрать с подошвы
этикетку «Карнаби».
У Брусникиной могла бы выйти вполне современная история про традиционалиста
Алеко, который угодил к хиппи и не смог найти в себе достаточно
политкорректности, чтобы смириться с их вольными нравами и привычкой к
адюльтеру. Критиковать свободную любовь сегодня модно – «Элементарные частицы»
Мишеля Уэльбека недаром стали культовым романом столицы. Но Брусникину не
заинтересовали терзания гордого человека. Она решила поразвлечь публику и сделать
из «Цыган» этно-вечеринку.
Режиссера можно понять. Все просто помешались на аутентичных
обрядах и ритуалах. Московскую клубную жизнь уже невозможно представить без
камлающих шаманов, играющих на сямисэне китайцев и ансамбля «Хуун-Хуур-Ту». Два
года назад, во время театральной Олимпиады вся Москва ломилась к Анатолию
Васильеву, чтобы посмотреть на пляшущих дервишей и строящих мандалу тибетских
монахов. Совсем недавно «Золотую маску» получил спектакль «Олонхо» Якутского
драматического театра – экологически чистый народный эпос в аутентичном
исполнении.
Однако благими намерениями Брусникиной оказалась выстлана
дорога к провалу. Ее рафинированным цыганам в тюле, кружевах и ботинках от
«Карнаби» фатально не хватает аутентичности. Это интеллигентные столичные
жители с хорошим произношением, высшим образованием и прекрасными манерами. Они
ровно ничем не отличаются от Алеко – и это наповал убивает интригу поэмы.
Массовка Брусникиной не похожа ни на шумную толпу, регулярно кочующую по
площади трех вокзалов, ни даже на артистов театра «Ромэн». Какая-нибудь
«Плясунья – дочь шатров» в цыганском театре даст им сто очков вперед по части
этнографического колорита.
Впрочем, своим неудачным спектаклем Брусникина оказала
услугу коллегам. Сев на мель в опасном месте, она обозначила ее для остальных.
Теперь понятно, что этно-спектакль, при всех своих достоинствах, -- это трудоемкий, затратный и сложный в исполнении
продукт.
Виктория Никифорова
|