|
«Жизель»
Жизнь с идиоткой
Непонятно,
почему так долго руководство Большого боялось
приглашать легендарный балет в Москву. Ведь ничего страшного. За показным
эпатажем – искренняя любовь к классике. Прелесть
авангардистской «Жизели» в том, что она с маниакальной тщательностью следует
оригиналу. Если не помнить в деталях мизансцену выхода виллис и
деревенские домики первого акта, пейзанские пляски в начале и па-де-де Жизели и
Альберта в финале, то весь эффект от придумок Экка пропадет. Даже нахальный задник первого акта (в каком смысле, акта? –
спросит дотошный читатель, и мы не найдемся с ответом) – вроде бы пейзаж, а
приглядишься – огромная голая баба с раздвинутыми ногами – не так хорошо
смотрится, если не вспомнишь романтический миф о вечно-женственной природе и
соответствующий ландшафт в первом акте старинной «Жизели».
История
рассказана с небольшими сокращениями, но в точности следует мифу о борьбе
города и деревни. Городской оболтус приезжает на село
и встречает местную дурочку. От дам его круга она
отличается тем, что ползает на четвереньках и задирает юбку выше головы. Но
сердце у нее доброе. Завалив на травку, горожанина, она проникается к нему
чем-то вроде любви и начинает отшивать местных парней. Парни, натурально,
вламываются в амбицию. Следует перепляс на манер
казачка. Но городской тоже не промах. К нему на подмогу прибывает
компания шикарных дам и господ, которые средствами танца изображают
классовую ненависть к сельчанам. Одна из дам
оказывается возлюбленной героя. Когда она кидается к нему на шею, он
отталкивает придурочную Жизель. Девушка падает ничком. Занавес падает как
топор. Во втором акте неверный Альберт приходит навестить Жизель в психушку. Вместо романтичсеких виллис он встречает
сокамерниц Жизели. Те ведут себя агрессивно, выражая в танце гендерную
ненависть женщин к мужчинам, и затаптывают бездыханного Альберта.
Кроме
шуток: иногда это по-настоящему трогательно. Ломаные, дерганые, чудовищные па авангардной «Жизели» не просто разрушают классическую
гармонию. Этот хореографический язык, мыча и заплетаясь, пытается высказать
истину, близкую любому романтику. Заторможенные «виллисы», размеренно шагающие
по сцене, Жизель кверху задом, уродливые деревенские драки,
-- в этих мрачноватых картинках бьется вполне романтическая ненависть,
которую душа испытывает к своей физической оболочке.
Данс-модерн
немыслим без классического балета, он хранит память о великой традиции – пусть
в смешном, искаженном, каком угодно виде. Но обычно авангардный балет
подчеркивает дистанцию между собой и своим классическим оригиналом. Матс Экк
эту дистанцию стремится свести к минимуму. Романтическую
«Жизель» он обожает. Каждый кусочек ее, каждый жест становятся в его балете
драгоценным наследством, изящным украшением, доставшимся олуху конца ХХ века.
Он и не знает, куда прицепить это колье – ниже пояса, что ли? – но искренне
заворожен чистотой линий. В отношениях
«любви-ненависти», связывающих класический танец и данс-модерн, он выбирает
только любовь.
Иногда
восторженность не идет Экку на пользу. Когда его городские герои пытаются
танцевать красиво, как в «настоящей» «Жизели», невысокий класс их мастерства становится виден невооруженным глазом. Однако искренность
придает замечательную энергию его «Жизели». Данс-модерн породил много двойников
классических балетов, но «Жизель» Экка из них самая живучая. В какой-то момент
эту нелепую чокнутую девку становится жаль до слез.
Вдруг видишь не психопатку с обезьяньими ужимками, а Психею-душечку, обреченную
на черную работу. Это самый удивительный эффект, которого удается добиться
хореографу. Сегодня вы можете поприсутствовать при этом чуде: под пафосными
сводами Большого театра танцоры «Кулберг-театра», ломаясь, кривляясь
и корчась от отвращения к собственному телу, изобразят вам подлинную историю
деревенской идиотки Жизели – во всей пронзительной чистоте старой легенды.
Виктория Никифорова
|