|
«Гамлет»
Шекспир: тариф экономный
Дмитрий Крымов – широко известный в узких кругах художник, сын режиссера Анатолия Эфроса и критика Натальи Крымовой – поставил свой первый спектакль. Начал он, чтобы не мелочиться, с «Гамлета». Его постановка многое позволяет узнать о режиссере.
Судя по «Гамлету»,
Крымов – добрый и заботливый человек. На роль Клавдия он пригласил
Николая Волкова, много работавшего с его отцом, а сейчас
оказавшегося не у дел. Гертруду отдал Татьяне Лавровой, малоиграющей
актрисе МХАТа. Демоническая пара, терзающая воображение Гамлета,
превратилась в милых уютных старичков. Когда датский принц обвиняет
их в разврате, зрители удивленно хихикают. Когда Волков изображает
сердечный приступ, невольно тянешься к мобильнику, вызвать «скорую».
Крымов заботливо выстраивает для них мизансцены, чтобы они могли
почаще присаживаться и поосторожнее падать, умирая.
Атмосфера богадельни так увлекла режиссера, что
всех своих героев он сделал немножко убогими. Его Офелия (Ирина
Гринева) переживает нервный срыв на почве беременности. Его Горацио
– жертва детского церебрального паралича. У его Гамлета – тяжелое
расстройство дикции: толстый язык Гаркалина вязнет в шипящих,
путается в свистящих и не различает глухих и звонких согласных.
Бедность антуража дает понять, что Крымов
человек интеллигентный и ненастойчивый. Единственное, что он сумел
выбить из неподатливой дирекции театра им.Станиславского, -- это
минималистская выгородка с двумя прорезями, дюжина стульев, да пара
рапир. Актеры одеты в костюмчики и вечерние платья. Шекспир по
тарифу «Экономный» -- скромненько и со вкусом.
У Крымова хороший вкус, поэтому Шекспир его несколько пугает – запутанностью мотивировок, размахом монологов. Если бы не почтение к автору, режиссер, наверное, рискнул бы перекроить пьесу, но общая интеллигентность ему явно мешает. Крымов ограничился тем, что выбрал незаигранный перевод Андрея Чернова, немножко сократил пьесу и превратил монологи в диалоги. В этом тоже видна забота о зрителе. Режиссер вместе с переводчиком разъясняют ему, что Офелия забеременела от Гамлета и потому покончила самоубийством. Что Гертруда ничего не знала о преступлении Клавдия. Что главным злодеем был Горацио – все видел и молчал.
В спектакле Крымова
этика забивает эстетику: его режиссерские решения продиктованы
чувствами добрыми и потому безнадежно предсказуемы. Как во всех
«Гамлетах» последних лет, Клавдий вытеснил Гамлета с авансцены. На
Николая Волкова в этой роли нужно целыми курсами водить студентов
театральных школ. Старый актер демонстрирует чудеса артикуляции:
насмешливое пианиссимо речей Клавдия ядом вливается в наши уши, пока
его непутевый племянник рычит что-то невнятное, норовя Ирода
переиродить.
Каждый небольшой жест
Волкова – это картина. Он словно останавливает время, навсегда
запечатлевая в нашей памяти тонкие и странные движения души своего
короля – умницы, убийцы, жертвы, знающей о своей обреченности.
Единственный из всех актеров, собранных Крымовым, Волков умеет
одолеть громаду шекспировского монолога. Все остальные, боясь
остаться один на один с текстом, судорожно цепляются за партнера и
превращают монолог в процесс непрерывного общения. «Быть или не
быть?» спрашивает Гамлет Офелию. «Кто я такой?» интересуется он у
актеров.
Волков, презирая эти
уловки, выходит с монологом Клавдия на авансцену, закидывает голову
и, прищурившись, высматривает бога в лучах софита. Ради тихих
скептичных фраз, которыми он перебрасывается с всевышним, нехотя
торгуясь о спасении своей души, крымовскому спектаклю можно простить
что угодно. Просто надо быть честнее и переименовать постановку в
трагедию о Клавдие, короле датском.
Виктория Никифорова
|