|
«Имаго. Pigmalionum»
Глянец для
Галатеи
Осторожно, Шоу начинается. Павел Каплевич
выпустил новый театральный проект, в котором молодые дарования раскручиваются
на материале классического «Пигмалиона». Пьеса Шоу
переписана 32-хлетним драматургом Максимом Курочкиным и поставлена его
ровесницей режиссером Ниной Чусовой.
Не ждите, однако, безудержного эпатажа. Проект «Имаго»
пронизан небывалым уважением к зрителю. Каплевич до
последней буквы соблюдает закон о правах потребителя и предлагает нам полезный,
питательный, лишенный вредных добавок сценический продукт. Традиция
и новация уравновешены в «Имаго» с аптекарской точностью. Его
классическую составляющую обеспечивают Бернард Шоу со своей историей о
цветочнице и профессоре и Анастасия Вертинская со своей чуть поблекшей харизмой. Чтобы Вертинская не показалась старомодной, Нина Чусова придумала ей повадки бабочки и механический голос. Чтобы
Шоу не наскучил, Курочкин обогатил его сюжет смешными добавлениями. Лингвист
превратился в садиста: Хиггинс (Владимир Симонов\Федор
Добронравов) теперь пытает своих подопытных на электрическом стуле и ищет пра-язык в их воплях. Элиза (Анастасия Вертинская) из бомжихи
превращается в бабочку, рассказывая попутно истории из жизни насекомых. Мать
Хиггинса играет мужчина (Александр Гришаев), а ее мужем является (или
являются?) сиамские близнецы (близнецы Артем Панчик и
Владимир Панчик). Авторы, вроде бы, веселятся изо
всех сил, но за Шоу не обидно. «Имаго» в меру консервативен,
в меру продвинут. Он должен нравиться всем категориям потребителей – примерно как
«БМВ».
«Имаго» один из самых комфортных для публики проектов Каплевича. Максим Курочкин впервые написал пьесу, которая
не заставляет зрителя комплексовать от недостатка
образования. Она не просто остроумна, она понятна. Читавшие «Право капитана Карпатии» или видевшие «Кухню» меня поймут. Нина Чусова во всем блеске продемонстрировала высокотехнологичный
стиль своей режиссуры. Как всегда, ее постановка напоминает на диво сработанный, хорошо смазанный, отлакированный механизм: мизансцены
выстроены как по линейке, персонажи двигаются, как шестеренки, все сверкает,
переливается и красиво погромыхивает. «Имаго» словно новенькая иномарка, и
авторы демонстрируют ее достоинства, как менеджеры по продажам: обратите
внимание на улучшенную интригу, не забудьте про эмоциональный драйв, а вот и
хэппи-энд – бонус от фирмы, входит в стоимость билета.
Впрочем, точно так же, как «БМВ», чусовские
спектакли буксуют в российском бездорожье. Им не хватает запчастей и
инфраструктуры. На питерской премьере у Анастасии Вертинской отказал микрофон и она выходила на поклон с перекошенным лицом и
глазами, в которых ясно читалось: «кой черт понес меня на эту галеру?» Однако стоит
наладить звук, как «Имаго» превратится в один из самых ярких спектаклей сезона.
Он сочетает в себе все свойства нового русского театра – глянцевый видеоряд,
изощренный саунд-трек, трудолюбие актеров, заботу о
зрителе. Проект Каплевича стал тест-драйвом
новой драмы и режиссуры. Результаты должны удовлетворить самого взыскательного
потребителя театральной продукции.
Виктория Никифорова
|