Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Король Лир"

Время Лира

Временами московские театры охватывает своеобразная эпидемия: все бросаются ставить одну и ту же пьесу. Сейчас это происходит с «Королем Лиром». Летом шекспировская трагедия выйдет в театре имахтангова в постановке Владимира Мирзоева. А пока свою версию «Короля Лира» выпустил Павел Хомский, главный режиссер театра имоссовета.

В процессе репетиций Хомский столкнулся с двумя проблемами. Первая – это Михаил Козаков. Огромная роль Лира, полная громокипящих монологов, движения и эффектных сцен, требует от актера молодости и безупречной физической подготовки. Шекспир написал эту роль в расчете на здоровую глотку и недюжинную силу лучшего актера «Глобуса» Ричарда Бербеджа, которому было тогда около 37 лет. Михаилу Козакову в будущем году исполнится 70. Вероятно, он лучше Бербеджа понимает философский смысл трагедии, но со многими сценами ему просто нелегко справиться.

Хомский нашел выход из положения. В первой сцене – разделе королевства – Лир-Козаков – сидит. Во второй – лежит. В сцене бури – стоит на огромной железной конструкции и воздевает руки. Вместо того, чтобы в финале выносить на руках погибшую Корделию – выносит маленькую девочку, изображающую Корделию в детстве. Сэкономленные силы Козаков тратит на прекрасную декламацию.

Вторая проблема «Короля Лира» -- необычайная актуальность пьесы. Словно из сюжетов криминальных новостей сплетена шекспировская трагедия, герои которой непрерывно «кидают» и «разводят» друг друга. Кровавым сценам убийств и пыток мог бы позавидовать сам Тарантино. А уж тема предательства, виртуозно разработанная Шекспиром, способна приковать к креслу и олигарха, и менеджера среднего звена.

Хомский постарался соответствовать духу эпохи. Он одел своих актеров в современные костюмы, с помощью художника Бориса Бланка соорудил громоздкую железную конструкцию, которая, угрожающе позвякивая и поскрипывая, ездит по сцене, и превратил лировского Шута в рэппера.

Но единственное, что оправдало его усилия – это гибкий, пластичный и музыкальный Е.Стычкин в роли рэппера-шута. Остальные актеры словно не чувствуют, что играют самый актуальный сюжет эпохи – предательство, которое на наших глазах переживали и медиамагнаты, и политики, и нефтяные, и железнодорожные «короли», и крестные отцы, и олигархи.

Декламация Козакова безупречна, но самые трогательные строки звучат у него несколько отстраненно. «Пускай нас отведут скорей в темницу!» -- молит его Лир, но зал остается безразличен к его стенаниям. Вот, если бы Козаков в этот момент попытался сыграть арестованного Березовского, Шекспир в его устах обрел бы невиданную силу.

Виктория Никифорова