|
"Король Лир"
Время Лира
Временами московские театры
охватывает своеобразная эпидемия: все бросаются ставить одну и ту же пьесу. Сейчас
это происходит с «Королем Лиром». Летом шекспировская
трагедия выйдет в театре им.Вахтангова в постановке
Владимира Мирзоева. А пока свою версию «Короля Лира» выпустил Павел Хомский,
главный режиссер театра им.Моссовета.
В процессе
репетиций Хомский столкнулся с двумя проблемами. Первая – это Михаил Козаков. Огромная
роль Лира, полная громокипящих монологов, движения и эффектных сцен, требует от
актера молодости и безупречной физической подготовки. Шекспир написал эту роль в
расчете на здоровую глотку и недюжинную силу лучшего актера «Глобуса» Ричарда Бербеджа, которому было тогда около 37 лет. Михаилу
Козакову в будущем году исполнится 70. Вероятно, он лучше Бербеджа
понимает философский смысл трагедии, но со многими сценами ему просто нелегко
справиться.
Хомский нашел выход из
положения. В первой сцене – разделе королевства – Лир-Козаков
– сидит. Во второй – лежит. В сцене бури – стоит на огромной железной
конструкции и воздевает руки. Вместо того, чтобы в
финале выносить на руках погибшую Корделию – выносит
маленькую девочку, изображающую Корделию в детстве. Сэкономленные
силы Козаков тратит на прекрасную декламацию.
Вторая проблема «Короля Лира» -- необычайная актуальность пьесы. Словно из сюжетов
криминальных новостей сплетена шекспировская трагедия, герои которой непрерывно
«кидают» и «разводят» друг друга. Кровавым сценам убийств и пыток мог бы
позавидовать сам Тарантино. А уж тема предательства, виртуозно
разработанная Шекспиром, способна приковать к креслу и олигарха, и менеджера
среднего звена.
Хомский постарался
соответствовать духу эпохи. Он одел своих актеров в современные костюмы, с помощью художника
Бориса Бланка соорудил громоздкую железную конструкцию, которая, угрожающе
позвякивая и поскрипывая, ездит по сцене, и превратил лировского
Шута в рэппера.
Но единственное, что оправдало
его усилия – это гибкий, пластичный и музыкальный Е.Стычкин
в роли рэппера-шута. Остальные актеры
словно не чувствуют, что играют самый актуальный сюжет эпохи – предательство, которое
на наших глазах переживали и медиамагнаты, и
политики, и нефтяные, и железнодорожные «короли», и крестные отцы, и олигархи.
Декламация Козакова безупречна,
но самые трогательные строки звучат у него несколько отстраненно. «Пускай нас
отведут скорей в темницу!» -- молит его Лир, но зал остается
безразличен к его стенаниям. Вот, если бы Козаков в этот момент попытался
сыграть арестованного Березовского, Шекспир в его устах обрел бы невиданную
силу.
Виктория Никифорова
|