Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Мастер и Маргарита"

Виагра для Виктюка

Виктюк хочет за что-то бороться, а бороться не за что. Статья УК номер 121, предусматривавшая уголовную ответственность за гомосексуализм, давно отменена. Жить стало скучно. Делать нечего, Виктюк решил сражаться со Сталиным и выпустил "Мастера и Маргариту". Статья УК за антисоветскую агитацию и пропаганду тоже отменена. Но Виктюк по инерции продолжает ставить так, словно за ним в любую минуту могут прийти.

От романа в его спектакле не осталось ничего, кроме нескольких культовых фраз. В паузы между "никогда не разговаривайте с неизвестными" и "рукописи не горят" Виктюк затолкал речи товарища Сталина и его избирателей, песню "Если завтра война" и хореографические номера. Средствами танца режиссер выразил свое отрицательное отношение к культу личности. Массовка у него размахивает лопатами, выкрикивает лозунги и перетаскивает туда-сюда огромные, в полчеловеческого роста головы Ленина и Сталина.

По мысли Виктюка, главная проблема героев в том, что они жили в 30-е и сотрудничали с режимом. Жертвы террора вызывают у Виктюка нескрываемое отвращение. Эрудит Берлиоз превращается в бомжа, профессор Стравинский - в лагерного надзирателя, ну а Воланд, натурально, говорит с грузинским акцентом. То и дело по сцене маршем проходят несимпатичные пролетарии в черных трусах и белых майках. Даже положительный Мастер (Николай Добрынин - черный халат, белые трусы) подпадает под влияние отрицательной Маргариты (Елена Морозова - бараний полушубок).

Но, несмотря на явную политизированность зрелища, никакой внятной концепции из вороха лежалых метафор не вытянешь. Виктюк ставит так, словно статья за "антисоветскую агитацию" по-прежнему числится в УК. Чего-то недоговаривает, активно стесняется и накидывает драный флер тайны на самые невинные политические идеи. Словом, ведет себя точно так же, как в годы своей бури и натиска, в годы борьбы за отмену статьи 121.

Вроде бы режиссерская концепция ясна как стекло: Воланд - это Сталин. Писатель и его возлюбленная, поверив ему, меняют тяжкую земную жизнь на адские муки. Но прямолинейно выраженная идея оказывается плоской и некрасивой. А не Виктюк ли сказал, что красота спасет мир? И вот мэтр заводит глаза и как в доброе старое время начинает чревовещать про абсолютное зло, борьбу материи и духа и прочие гностические чудеса. Но сегодня его недомолвки упорно не желают превращаться в метафоры.

Виктюк мучается в поисках идеи, которая могла бы подхлестнуть его сценический темперамент. Антисталинизм для него как виагра. Но действие этого препарата на стареющего режиссера производит грустное впечатление. Прогон "Мастера и Маргариты" состоялся в здании полуразрушенного кинотеатра, и руины как нельзя лучше соответствовали стилю Виктюка. В неотапливаемом зале собрались пожилые фанаты, неотличимые от пенсионеров, которые приходят погреться на премьеры к Дорониной во МХАТ им. Горького.

Роль Воланда, "абсолютного зла", Виктюк поручил секс-символу своего театра Дмитрию Бозину. Зрителям артист запомнился благодаря стройным ногам, обильно демонстрировавшимся в "Рогатке" и "Философии в будуаре". Но роль Зла предъявляет свои требования. На протяжении всего "Мастера" Бозин ходит, плотно упакованный в черный костюм, и говорит в нос. Помимо этого ему приходится таскать на огромной доске актрису Елену Морозову, производить жим лежа и принимать позы типа "ласточка". В ходе физических упражнений его красивое лицо выражает ненаигранную злость.

Но больше всех не повезло Елене Морозовой. Ее нежные черты надежно скрыты рыжими волосами, стройная фигура - бараньим полушубком, а острый драматический темперамент - истерикой, в которой Виктюк заставляет ежеминутно биться Маргариту. Если она не шипит сквозь зубы что-то невнятное, то служит подставкой для пластических экзерсисов Бозина энд Ко. Совершеннейшая ведьма, рядом с такой даже бесцветный Мастер-Добрынин способен вызвать сочувствие. Когда Маргарита с угрозой выдавливает из себя в финале "А беречь твой покой буду й-а-а! ", Мастера становится по-настоящему жалко. Вообще, жалость - единственное чувство, на которое может рассчитывать спектакль Виктюка.

Виктория Никифорова