|
"Мастер и
Маргарита"
Виагра для
Виктюка
Виктюк хочет за что-то бороться,
а бороться не за что. Статья УК номер 121, предусматривавшая
уголовную ответственность за гомосексуализм, давно отменена. Жить
стало скучно. Делать нечего, Виктюк решил сражаться со Сталиным и
выпустил "Мастера и Маргариту". Статья УК за антисоветскую агитацию
и пропаганду тоже отменена. Но Виктюк по инерции продолжает ставить
так, словно за ним в любую минуту могут прийти.
От романа в его
спектакле не осталось ничего, кроме нескольких культовых фраз. В
паузы между "никогда не разговаривайте с неизвестными" и "рукописи
не горят" Виктюк затолкал речи товарища Сталина и его избирателей,
песню "Если завтра война" и хореографические номера. Средствами
танца режиссер выразил свое отрицательное отношение к культу
личности. Массовка у него размахивает лопатами, выкрикивает лозунги
и перетаскивает туда-сюда огромные, в полчеловеческого роста головы
Ленина и Сталина.
По мысли Виктюка, главная проблема героев в том, что
они жили в 30-е и сотрудничали с режимом. Жертвы террора вызывают у
Виктюка нескрываемое отвращение. Эрудит Берлиоз превращается в
бомжа, профессор Стравинский - в лагерного надзирателя, ну а Воланд,
натурально, говорит с грузинским акцентом. То и дело по сцене маршем
проходят несимпатичные пролетарии в черных трусах и белых майках.
Даже положительный Мастер (Николай Добрынин - черный халат, белые
трусы) подпадает под влияние отрицательной Маргариты (Елена Морозова
- бараний полушубок).
Но, несмотря на явную политизированность зрелища,
никакой внятной концепции из вороха лежалых метафор не вытянешь.
Виктюк ставит так, словно статья за "антисоветскую агитацию"
по-прежнему числится в УК. Чего-то недоговаривает, активно
стесняется и накидывает драный флер тайны на самые невинные
политические идеи. Словом, ведет себя точно так же, как в годы своей
бури и натиска, в годы борьбы за отмену статьи 121.
Вроде бы режиссерская концепция ясна как стекло:
Воланд - это Сталин. Писатель и его возлюбленная, поверив ему,
меняют тяжкую земную жизнь на адские муки. Но прямолинейно
выраженная идея оказывается плоской и некрасивой. А не Виктюк ли
сказал, что красота спасет мир? И вот мэтр заводит глаза и как в
доброе старое время начинает чревовещать про абсолютное зло, борьбу
материи и духа и прочие гностические чудеса. Но сегодня его
недомолвки упорно не желают превращаться в метафоры.
Виктюк мучается в поисках идеи, которая могла бы
подхлестнуть его сценический темперамент. Антисталинизм для него как
виагра. Но действие этого препарата на стареющего режиссера
производит грустное впечатление. Прогон "Мастера и Маргариты"
состоялся в здании полуразрушенного кинотеатра, и руины как нельзя
лучше соответствовали стилю Виктюка. В неотапливаемом зале собрались
пожилые фанаты, неотличимые от пенсионеров, которые приходят
погреться на премьеры к Дорониной во МХАТ им. Горького.
Роль Воланда, "абсолютного зла", Виктюк поручил
секс-символу своего театра Дмитрию Бозину. Зрителям артист
запомнился благодаря стройным ногам, обильно демонстрировавшимся в
"Рогатке" и "Философии в будуаре". Но роль Зла предъявляет свои
требования. На протяжении всего "Мастера" Бозин ходит, плотно
упакованный в черный костюм, и говорит в нос. Помимо этого ему
приходится таскать на огромной доске актрису Елену Морозову,
производить жим лежа и принимать позы типа "ласточка". В ходе
физических упражнений его красивое лицо выражает ненаигранную
злость.
Но больше всех не повезло Елене Морозовой. Ее нежные
черты надежно скрыты рыжими волосами, стройная фигура - бараньим
полушубком, а острый драматический темперамент - истерикой, в
которой Виктюк заставляет ежеминутно биться Маргариту. Если она не
шипит сквозь зубы что-то невнятное, то служит подставкой для
пластических экзерсисов Бозина энд Ко. Совершеннейшая ведьма, рядом
с такой даже бесцветный Мастер-Добрынин способен вызвать сочувствие.
Когда Маргарита с угрозой выдавливает из себя в финале "А беречь
твой покой буду й-а-а! ", Мастера становится по-настоящему жалко.
Вообще, жалость - единственное чувство, на которое может
рассчитывать
спектакль Виктюка.
Виктория Никифорова
|