|
"Черный монах"
Закат
стиля
Несколько лет назад
Кама Гинкас был властителем дум и ниспровергателем традиций. Прошло
всего ничего - и электричество, пронизывавшее безупречные
конструкции его спектаклей, кто-то отключил. "Черный монах" сделан
так же жестко и умело, как "Записки из
подполья" , но кому придет в голову
развязывать вокруг нового спектакля Гинкаса былые споры, попрекая
автора натурализмом, садомазохизмом, формализмом и прочими
преступлениями против стиля. То, что начиналось как бунт против
академической театральной традиции, закончилось созданием
режиссерского стиля, такого же цельного и статичного, как старый
Этот стиль
окончательно оформился сразу после скандальных "Записок" - в "Играем
"Преступление". С тех пор, приходя "на Гинкаса", заранее знаешь, что
увидишь: крошечное, накрепко запертое сценическое пространство, где
зрители сидят в опасной близости от актеров. Камерную драму -
три-четыре, много - пять артистов. Это идеальный формат для
гастролей, а Гинкас последние несколько лет только и знает, что
гастролировать в качестве выездного режиссера, недаром Финляндия
стала его второй родиной. Светлые костюмы в начале действия и черные
шинели в конце, словно все персонажи собрались в далекий поход и
доигрывают спектакль на ходу, между прочим. Постоянные перебранки с
автором: гинкасовские актеры произносят не только реплики своих
персонажей, но и текст "от автора". Это требует изрядной работы над
словом, и исполнителей жалко - они работают не за страх, а за
совесть, расцвечивая читку самыми невозможными фиоритурами, мучаясь
до полной гибели всерьез и тут же остраняя мучения ироническим
"закадровым" комментарием. Иногда эта техника выглядит
избыточной.
"Черный монах" собран
из тех же элементов. Его театральная материя так же плотна, как
обычно. У нас нет времени ни перевести дух, ни погулять в антракте.
Гинкас словно боится, что тяжелая магия его спектакля рассеется как
сон, и, раз заперев нас на бельэтаже ТЮЗа, не выпускает публику до
тех пор, пока Андрей Васильич Коврин ( Сергей
Маковецкий ) не отойдет в мир иной
с застывшей улыбкой счастья на устах. Виртуозно манипулируя
энергетикой замкнутого пространства, Гинкас опасается хоть на
мгновение разомкнуть контур: не дай бог, вырубится электричество
стиля. К тому же, для "Черного монаха" он придумал столько трюков,
что стоит зрителям расслабиться, и они начнут веселиться как в
цирке. Подмостки выстроены прямо на перилах бельэтажа, и герои то и
дело балансируют над пропастью зрительного зала. Взмахнув руками,
падают "вниз", а публика нервно хихикает. Черный монах (Игорь
Ясулович) вылетает с каким-то огромным шестом, на конце шеста -
чучело, он размахивает им над нашими бедными головами и что-то
подвывает в такт. Потом появляется на большой сцене, еле видный
издали, в призрачном театральном освещении, и зовет, и манит оттуда.
Четверка героев, сбившись в беседке, с трудом вытягивает квартет из
"Риголетто". Все это было бы смешно, если бы Гинкас не нагнетал
такую томительную атмосферу. Под конец режиссерская властность
начинает раздражать.
Во-первых, непонятно,
в чем суть кошмара. Когда Гинкас ставил Достоевского, мучительная
подоплека происходящего была хрестоматийно ясна: Раскольников убил
старушку и сестру ее Лизавету. Катерина Ивановна, "К.И. из
"Преступления", помирает с голоду с малыми детьми. Суть озарения,
пережитого Ковриным, не очень понятна у Чехова и совсем темна у
Гинкаса. Всерьез воспринимать слова монаха о спасении человечества и
"наслаждении познания" в конце ХХ века как-то неловко. Чем там
соблазняется Коврин и откуда берется предсмертная счастливая улыбка,
так и не понятно. Во-вторых, как-то не принято сегодня так
терроризировать публику. Зайди в любой театр, и там тебя обласкают,
на место проводят, может, даже в антракте шампанским угостят. На
этом фоне экзистенциальная жестокость Гинкаса выглядит неуместно.
Раньше мы вместе с ним отлично знали, для чего нужно страдать и
бояться на его спектаклях, для какой высшей цели все эти мучения - и
актеров, и зрителей. А сегодня забыли. Да и он, кажется, тоже не
помнит.
Прежний "достоевский"
надрыв, которым отличались работы гинкасовских актеров, незаметно
смягчился, приобрел совершенно уместные и приличные формы. Конечно,
Маковецкий умеет так выйти на сцену, что зрительская болтовня
обрывается на полуслове, и так глянуть в зал, что публика замирает,
как кролик перед удавом. Он умело пользуется техникой крупного
плана, позволяя узнать не только мысль, но и тень полузабытых
переживаний, мелькнувшую по побледневшему лицу. Он тщательно
воссоздает всю алхимию шизофрении, разрушающей его героя. Но, в
отличие от Виктора Гвоздицкого, звезды прошлых спектаклей Гинкаса,
Маковецкий не рискует вывернуть наизнанку душу и бросить ее,
кровоточащую, в зал. А именно этот аттракцион и снискал в свое время
славу гинкасовскому стилю.
Время садистских
экспериментов над психикой - что актеров, что зрителей - прошло
невозвратно. Актеры научились изображать все, что требуется, без
особых душевных затрат. Мы разлюбили эксперименты. Теперь к Гинкасу
не ломится вся Москва, а ходит своя тусовка. Совсем как в театре
Погребничко или Беляковича.
Никаких потрясений, просто культурный досуг.
Все-таки печальна
судьба восьмидесятников. Стоит им вылезти из лаборатории - как тому
же Мирзоеву, например, - и критика возмущается их конформизмом.
Стоит им окопаться на позициях собственного стиля, - как Васильеву
или Гинкасу, - как мы начинаем скучать и томиться. Мол, время
требует от творца подвижности, мутаций и умения угодить изменчивой
толпе. Словом, за что боролись, на то и напоролись. Гинкас годами
разрушал традиционный театр. Сегодня он - один из главных
традиционалистов нашей сцены.
Ширли МакМырли
|