|
"Евгений Онегин"
Нормально, Евгений!
Смотришь
очередную премьеру Юрия Любимова – а он выпускает их исправно, по три-четыре в
сезон – и просто видишь, как в перерыве между репетициями почтительный помреж
подносит ему стакан с дымящейся жидкостью. А там вовсе не чай. Там эликсир
молодости. Иначе невозможно объяснить, почему патриарх столичной сцены делает
такие бойкие спектакли. Да еще так часто. Да еще в то время,
как коллеги по цеху или тяжко рефлексируют или
художественно молчат. «Евгений Онегин» тоже поставлен с полуприличной прытью.
Поколение MTV обязательно поймает кайф
на новом спектакле Таганки.
Здесь
Онегин и Татьяна немногим старше Бивиса и Баттхеда. Они кидаются в зал самолетиками из промокашки и
посылают друг друга на три буквы. В оправдание ссылаются на автора (“Кто к этим
шуткам не привык, пусть почитает черновик”), но публика все равно еле переводит
дыхание от священного ужаса. Мало этого, герои пушкинского романа раздваиваются
и растраиваются почище Pet Shop Boys в старом клипе. Они
перебрасываются хрестоматийными строчками, наступают друг другу на реплику и
примеряют на себя классические образы, чтобы через минуту их сбросить и козлом
заскакать по сцене. Массовка прыгает в темпе Baby, Give Me One More Time и
распевает «Но я другому отдана» в стиле рэп
Смотрится
это на ура, заражая чисто физическим, бездумным драйвом. Любимовская
труппа натренирована не хуже бродвейских
профессионалов. Здесь умеют и прыгать, и петь, и
танцевать, и исполнять пластическую миниатюру «девочка на шаре» (в роли девочки
малорослый тип с криво приклеенной бакенбардой). Главный шарм этого
неклассического спектакля – в хоровых камланиях. В финале
актер бегает с микрофоном по залу и пристает к зрителям – «Ваша любимая строчка
из «Евгения Онегина». Зритель, смущаясь, выдавливает из себя: «Москва! Как
много в этом звуке…» Его тихие слова тут же подхватывает буйная массовка и
начинает отбивать чечетку, неразборчиво реветь про Москву и вытаскивать на
сцену своего режиссера, который пляшет что-то среднее между рэпом
и «Яблочком». И это лучший момент спектакля.
Любимов не раз говорил, что
ставит не про Онегина и Татьяну, а про Пушкина. Четверть века назад
он уже делал что-то похожее в спектакле «Товарищ, верь!», но там его
веселость была скрашена гражданственными нотками. Сейчас же он
просто выбрасывает на сцену наше все, и в этом пестром соре каждый с
удовольствием узнает своего Пушкина. «Онегин» в его спектакле
оказался ужасно домашним. Это просто череда цитат, которые мы
машинально мурлычем под нос, когда моемся в душе или стоим в пробке.
"Мой дядя \трам-тарам-тарам-там». «Оне-е-егин, я скрывать не стану…»
Время от времени
на сцену прорывается придыхание Смоктуновского или металлический тенор
Козловского. Жестокому издевательству подвергается покойная Яблочкина,
выступающая с письмом Татьяны. Эпоха бормочет Пушкина, поддаваясь
обворожительному ритму и напрочь не желая врубаться в
смысл. Любимовский «Онегин» пропущен через Сорокина и
Пелевина, «Радионяню» и
КВН, старую Таганку и последний рекламный ролик. Он с
дурашливой послушностью отражает все происходящее, и, всматриваясь в затертые
строки, мы с изумлением, как в комнате смеха, узнаем самих себя. Этот Пушкин наш человек.
Со свойственным ему
политическим тактом Любимов не стал выпускать “Онегина” к
пушкинскому юбилею. Остается пожалеть о том, что премьера состоялась
в дни школьных каникул. Зал был явно староват для такого прочтения.
Но в сентябре все должно прийти в норму. Хорошо бы еще вынести
стулья из партера, чтобы тинейджеры могли танцевать, обжиматься,
ревом встречать реплику “Кончаю. Страшно перечесть” и размахивать
зажигалками, когда гаснет свет в лирических местах. И тогда Пушкин
по молодежному тарифу станет самым доступным развлечением Москвы.
Виктория Никифорова
|