Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Плач палача»

Палач не придет

Поставь Марк Захаров свой спектакль тридцать лет назад, случился бы страшный скандал. «Плач палача» моментально бы закрыли, но счастливцы, успевшие побывать на генеральной, раструбили бы о нем по всему свету. МК КПСС собралось бы на срочное совещание, чтобы обсудить, как докатился до жизни такой главреж театра им.Ленинского комсомола. Впрочем, с поста главрежа Захарова сняли бы незамедлительно. А еще влепили бы строгача по партийной линии, или вообще заставили бы положить на стол партбилет, который он так эффектно сжег после путча.

Но тридцать лет назад Захаров ставил «Автоград XXI», а «Ночной разговор» Фридриха Дюрренматта и «Эвридику» Ануя, которые объединил сегодня в «Плаче палача», почитывал для своего удовольствия. И вот наконец-то, настал подходящий политический момент, чтобы обличить власть имущих, воззвать к совести современников и бросить в зал железные слова, облитые горечью и злостью.

Страна развалена, униженный народ прозябает под властью ворюг и кровопийц, население не желает размножаться, а если уж пытается, то порождает только даунов и маньяков. Это только небольшая часть обвинений, которые предъявляют соотечественникам Писатель (Александр Лазарев) и Палач (Александр Абдулов). На самом деле, палач пришел к художнику слова, чтобы отправить его на тот свет. Но вместо этого враги выпили водочки, подробно перемыли косточки руководству страны и обнаружили друг в друге родственные души. Палач растрогался и дал творцу шанс прожить еще одну жизнь.

Тут пьеса Дюрренматта заканчивается и начинается пьеса Ануя. Александр Лазарев, похлопав ресницами, обнаруживает себя уже не писателем, а музыкантом. Его зовут Орфей, он только что влюбился в Эвридику (Мария Миронова). Ему предстоит пережить ее гибель и попытаться вызволить из ада, -- и все это под неусыпным наблюдением Палача, который сменяет свой черный камуфляж на белый плащ от Боско ди Чильеджи, а роль наемного убийцы на амплуа всезнающего божества.

Этот философский сюжет, который Марк Захаров хотел сначала назвать менее эффектно, но более точно – «Метаморфозы» -- актеры разыгрывают с пафосом, достойным «Диктатуры совести». Они не смотрят друг на друга, не общаются с партнером, только выкрикивают в микрофон диссидентские реплики и митингуют, как Валерия Новодворская.

Ближе к концу Ануй и Дюрренматт расходятся в разные стороны, и Захарову приходится сшивать драматургов репликами собственного сочинения. Звучат они вполне косноязычно, зато отражают правильное понимание политической ситуации. С грацией необыкновенной Захаров обходит все проклятые вопросы, умудряясь и напугать своих зрителей и тут же им польстить. «Быдло!» -- обращается в зал Александр Абдулов, но тут же надевает маску гражданской скорби и призывает нас «не обрывать последнюю нить своего державного достоинства».

К сожалению, худрук «Ленкома» слишком долго копил свое гражданское негодование. Он не заметил, что высказываться на тему ворюг и кровопийц уже можно от своего имени, не камуфлируя обличения именами французских экзистенциалистов. Он не обратил внимания на то, что обличения жирующей власти дико звучат из уст актеров, одетых в тысячедолларовые костюмы. Он упустил из виду, что современный деятель искусства и мечтать не смеет о том, что к нему придет посланец власти и сообщит, что «наверху» его решили убить. Сегодня Орфея куда легче купить, чем убить, и продаются творцы совсем недорого. И самое главное: Захаров не заметил, что жанр политического театра скончался, всеми позабытый. Если он и возродится, то точно не в «Ленкоме».

Виктория Никифорова