|
«Плач
палача»
Палач не
придет
Поставь Марк Захаров свой спектакль тридцать лет назад,
случился бы страшный скандал. «Плач палача» моментально бы закрыли, но
счастливцы, успевшие побывать на генеральной,
раструбили бы о нем по всему свету. МК КПСС собралось бы на срочное совещание,
чтобы обсудить, как докатился до жизни такой главреж театра им.Ленинского комсомола. Впрочем, с поста главрежа Захарова
сняли бы незамедлительно. А еще влепили бы строгача по
партийной линии, или вообще заставили бы положить на стол партбилет, который он
так эффектно сжег после путча.
Но тридцать лет назад Захаров ставил «Автоград XXI», а «Ночной разговор»
Фридриха Дюрренматта и «Эвридику» Ануя, которые объединил сегодня в «Плаче
палача», почитывал для своего удовольствия. И вот наконец-то, настал подходящий
политический момент, чтобы обличить власть имущих, воззвать к совести
современников и бросить в зал железные слова, облитые горечью и злостью.
Страна развалена, униженный народ прозябает под властью ворюг и кровопийц, население не желает размножаться, а
если уж пытается, то порождает только даунов и маньяков. Это только
небольшая часть обвинений, которые предъявляют соотечественникам Писатель
(Александр Лазарев) и Палач (Александр Абдулов). На самом деле, палач пришел к
художнику слова, чтобы отправить его на тот свет. Но вместо этого враги выпили
водочки, подробно перемыли косточки руководству страны и обнаружили друг в
друге родственные души. Палач растрогался и дал творцу шанс прожить еще одну
жизнь.
Тут пьеса Дюрренматта заканчивается и начинается пьеса Ануя.
Александр Лазарев, похлопав ресницами, обнаруживает себя уже не писателем, а
музыкантом. Его зовут Орфей, он только что влюбился в Эвридику (Мария
Миронова). Ему предстоит пережить ее гибель и попытаться вызволить из ада, -- и все это под неусыпным наблюдением Палача, который
сменяет свой черный камуфляж на белый плащ от Боско ди Чильеджи, а роль
наемного убийцы на амплуа всезнающего божества.
Этот философский сюжет, который Марк Захаров хотел сначала
назвать менее эффектно, но более точно – «Метаморфозы» -- актеры
разыгрывают с пафосом, достойным «Диктатуры совести». Они не смотрят друг на
друга, не общаются с партнером, только выкрикивают в микрофон диссидентские
реплики и митингуют, как Валерия Новодворская.
Ближе к концу Ануй и Дюрренматт расходятся в разные стороны,
и Захарову приходится сшивать драматургов репликами собственного сочинения. Звучат они вполне косноязычно, зато отражают правильное
понимание политической ситуации. С грацией необыкновенной Захаров обходит все
проклятые вопросы, умудряясь и напугать своих зрителей и тут же им польстить.
«Быдло!» -- обращается в зал Александр Абдулов, но тут
же надевает маску гражданской скорби и призывает нас «не обрывать последнюю
нить своего державного достоинства».
К сожалению, худрук «Ленкома» слишком долго копил свое гражданское
негодование. Он не заметил, что высказываться на тему ворюг
и кровопийц уже можно от своего имени, не камуфлируя обличения именами
французских экзистенциалистов. Он не обратил внимания на то, что обличения
жирующей власти дико звучат из уст актеров, одетых в тысячедолларовые костюмы. Он
упустил из виду, что современный деятель искусства и мечтать не смеет о том,
что к нему придет посланец власти и сообщит, что «наверху» его решили убить.
Сегодня Орфея куда легче купить, чем убить, и продаются творцы совсем недорого.
И самое главное: Захаров не заметил, что жанр политического театра скончался,
всеми позабытый. Если он и возродится, то точно не в «Ленкоме».
Виктория Никифорова
|