Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Похождение"

Почем овес для птицы-тройки

Живые лошади, жующие сено, настоящая грязь, покрывшая сцену, и суперзвезды в главных ролях, -- "Похождение" Миндаугаса Карбаускиса причудливо сочетает натурализм и стиль эстрадного шоу.

Разные Чичиковы были на нашей сцене. Но такой сексапильный появился впервые. Никогда еще реплика "Экая ты мордашка!", которую Чичиков произносит, глядя в зеркало, не вызывала такого восторга в зале. А все дело в том, что играет Павла Ивановича Сергей Безруков.

Точнее сказать, не играет - вытанцовывает. Этот ловкий господинчик порхает по сцене, ежесекундно выдавая набор пируэтов, которым позавидовала бы Анастасия Волочкова. То пройдется на цыпочках, то свернется калачиком, то просеменит, угодливо кланяясь, то развернет плечи а-ля Наполеон. Он хихикает, гримасничает, вертится вьюном, скользит ужом, посвистывает и чирикает. Как там говорил Гамлет? "Ради вашего удовольствия я и колесом пройдусь."

Смотреть на это действительно удовольствие. Безруков не утруждает себя поиском сверх-задачи, его совершенно не интересуют мотивировки его героя. Почему Чичиков взялся скупать мертвые души - этим вопросом актер и режиссер просто не задаются. Зато к нашим услугам - завораживающий калейдоскоп ужимок бенефицианта. На Чичикова-Безрукова приятно и смешно смотреть. Каждую реплику он отыгрывает всем телом и каждый его жест берет за душу.

Группа поддержки Безрукова - все эти гоголевские помещики и прочая губернская мелочь - сыграна мощной dream team профессионалов. Худой Борис Плотников виртуозно перевоплощается в монументального Собакевича. Корпулентный Олег Табаков с блеском изображает тщедушного Плюшкина. Ольга Блок-Миримская в роли сексуально озабоченной Коробочки заставляет зал покатываться со смеху.

Как ни странно, этот откровенно актерский, легкомысленный, веселый спектакль поставил не Андрей Житинкин, а вдумчивый молодой режиссер Миндаугас Карбаускис. Фирменные фишки Карбаускиса - некрофилия (он все время ставит спектакли о смерти) и театральные метафоры. Смысл большинства его метафор сводится к одному - наши мертвые нас не оставят в беде, они ходят среди нас и следят за нами. За эту серьезность Карбаускиса очень любят критики. Но "Похождение" -- первый его спектакль, за который его определенно полюбят зрители.

На этот раз Карбаускис умер в актерах и правильно сделал. Никаких метафор, никаких псевдо-многозначительных пауз. О существовании режиссера мы вспоминаем минут за десять до финала, и напоминает Карбаускис о себе смешным фокусом. Задник сцены отъезжает, и ошеломленный зал видит трех живых лошадей. Они деликатно фыркают и хрумкают сено. Вот и все, что осталось от легендарной птицы-тройки.

Так же решительно постановщик выкинул из "Похождения" лирические отступления, мораль, актуальную тему взяточничества и прочие социально-политические темы. "Мертвые души" в этом сезоне в большой моде, и другие постановщики с их помощью пытаются возрождать политический театр. Лучшее место "Душ" в театре им.Маяковского, например, -- это финальный монолог Князя (Игоря Костолевского), обличающий коррупцию. Зал в этот момент разражается нешуточной овацией.

"Похождение" поставлено совсем по-другому. Это Гоголь-light -- диетическое, низкокалорийное и необычайно вкусное шоу по мотивам классика, призванное развлечь менеджеров среднего звена, не мучая их проклятыми вопросами. Критикам это не нравится. У "Похождения" плохая пресса. Но вы не верьте критикам. "Похождение" -- это добрый старый актерский театр во всем его блеске. Это куда веселее любых режиссерских новаций.

Виктория Никифорова