|
«Правда хорошо, а счастье
лучше»
Тихий успех
Сергей Женовач долго
собирался с мыслями после своего замечательного «Горя от ума» и наконец, выпустил в Малом театре новую премьеру – «Правда
хорошо, а счастье лучше». В названии не самой
популярной пьесы Островского всегда видели иронию, но режиссер искренне
убежден, что счастье лучше правды: «Конечно, надо уметь говорить правду, но она
хороша только тогда, когда есть потребность её воспринять. Правда может
уничтожать, она бывает очень разрушительной. Пьеса о том, что счастье — это то,
ради чего стоит жить.»
Главный правдолюб – Платон
Зыбкин в исполнении Глеба Подгородинского – выглядит у Женовача смешным недотепой, пародией на Чацкого. Он кричит, витийствует, а
жизнь с мягкой усмешкой проходит мимо. Зато в характере его гонительницы, Марфы
Тарасовны Барабошевой (Евгения Глушенко) режиссер открыл такие глуби, что куда
там королю Лиру. Проще простого было сделать из этой самовластной хозяйки
очередную Кабаниху. Но Женовач присмотрелся и увидел в домомучительнице и
горечь, и усталость, и тоску по любви.
Пристрастие к психологическим
подробностям и точным деталям позволило Женовачу оправдать даже не очень
убедительный поворот сюжета: встретив свою первую любовь, отставного
унтер-офицера Грознова (Василий Бочкарев), Марфа Тарасовна отдает ему власть
над своим домом, удаляется от дел и позволяет внучке выйти по любви за
правдолюба Платона.
Режиссер искренне любит всех
своих героев и желает им счастья. Он с пристальностью, почти болезненной,
фиксирует краткие моменты покоя – запах свежих яблок, прохладу августовского
вечера, дальний перебор гармошки на закате. Несмотря на драмы в доме
Барабошевых, его спектакль полон тихой безмятежности. С помощью нескольких
яблок «Грэнни Смит» и выверенных интонаций Женовач совершает небольшое чудо. Он
заставляет нас увидеть, как по пыльным подмосткам Малого бродит осень – пора
зрелости и подведения итогов, пора примирения с судьбой.
Но, как ни странно, у этого
доброго и умного спектакля – горькое послевкусие. Слишком уж
злорадно скрежещет голос Марфы Тарасовны, когда она припечатывает
осчастливленного ею Платона: «Правда-то хорошо, а счастье лучше.»
Неверие в справедливость, почти циничное, холодным осенним
сквозняком пронизывает конструкцию спектакля. Что-то жалкое чудится
в режиссерском старании всех осчастливить любой ценой. Поневоле
кажется, что, издеваясь над Платоном, Женовач разделывается с
собственным идеализмом. У его жизнерадостного спектакля – мучительно
личный, тоскливый подтекст.
Виктория Никифорова
|