|
"Пчеловоды"
Наш
(ваш, их, свой) современник
В спектакле Николая Рощина "Пчеловоды" мне
нравится то, что по нему ясно видно: режиссер мой ровесник. Он носит
примерно то же, что и все, смотрит примерно те же фильмы и читает, в
общем, те же книги. Он живет здесь и сейчас. Остальные ставят,
словно они мейерхольды какие-то. Один увлекается Хлебниковым, другой
- Маяковским. Третий ставит Сорокина, но так, что не смешно. А
иначе, зачем его ставить? Любой театральный режиссер, давно
разменявший четвертый десяток, но по-прежнему числящийся в кулуарах
(это пара тетенек с перманентом, подкрашенным синькой), мог бы
высунуться в форточку и спросить юных роллеров, какое же все-таки
тысячелетье на дворе. Но он почему-то этого не делает.
Рощин же время
чувствует, как и полагается нормальному деятелю искусства, - нутром.
Может, он и ленится читать "правильные" книжки, но, глядя, как
обнимаются его замерзающие в степи солдаты, невольно вспоминаешь
"Чапаева" не только васильевского, но и пелевинского. Вполне
вероятно, он не смотрел "Трэйнспоттинг", но чокнутый ангел, который
является его воякам, явно приковылял оттуда. Или из "Подполья". Его
мизансцены - шаткие, хрупкие, то и дело готовы завалиться набок,
ветерок современности гуляет в них невозбранно.
Бессознательное
отвращение к концепции - первичный признак современного режиссера.
Рощин стесняется не только что-то нам навязывать, но и просто внятно
высказываться. Его актеры лепечут что-то гневное или сладкое - так
дождь, то затихая, то разыгрываясь, барабанит свое по окну. Можно
отдохнуть от текста, от слов. Рощин не доверяет литературе, но любит
картинки. И дело тут не в клиповой природе современного искусства, о
которой не рассуждал только ленивый, а в том, что искусство театра -
в смене картинок. Это Ибсен с Шоу наводили тоску на зрителей,
превращая их в слушателей. А так любой деятель театра всегда
стремился поразвлечь публику хорошим зрелищем. Рощин просто хорошо
понимает традицию. Можно, конечно, расточать ему дежурные похвалы:
мол, поколение МТV оттянется на "Пчеловодах". Но на них оттянется и
поколение Курской дуги, и поколение бульдозерных выставок.
"Пчеловоды" - банально хороший спектакль, одинаково доступный и тем,
кто путает Босха с Бошем, и тем, кто не смотрел
"Чапаева".
В нем есть чисто
театральный драйв: тебя затягивает игра простейших театральных
фактур - легких снежинок и тяжелых сапог, неподвижных крыльев и
бодро плавающего посуху кораблика, абстрактных масок и характерного
грима, достойного Малого театра. То же тонкое равновесие контрастов
характерно и для актерской игры: фарс с выкрутасами сменяется умело
поданной психологической деталью. Рощин виртуозно чувствует ритм
выходов и уходов, фокусов и превращений. Его спектакль, словно
представление заезжего мага: точно в такт неслышной мелодии он
вытаскивает из цилиндра то кролика, то розу.
Рощина хвалят за
последовательный отказ от литературщины. Но, честно говоря,
пара-тройка остроумных диалогов пошли бы на пользу его спектаклям.
Другой вопрос - где их найти. Посмотрев "Пчеловодов", лишний раз
понимаешь, что новая драматургия в лице Мухиной, Богаева и
Драгунской до уровня новой режиссуры никак не дотягивает. В ней нет
ни четкого циркового ритма, который свойствен репризному стилю
Рощина, ни самих реприз, ни сквозняка современности, который
задувает под маски "Пчеловодов". Впрочем, Рощин, у которого нет ни
театра, ни зарплаты, выкручивался и из более трудных положений.
Справится и здесь.
Ширли
МакМырли
|