|
«Чайка»
Дачники
Просмотром вахтанговской «Чайки»
хорошо закрывать театральный сезон и открывать дачный. Это летний, легкий,
веселенький спектакль, где дарования народных артистов расцветают, как сто
цветов под майским дождем. Сафонов собрал в своем спектакле всех звезд вахтанговской труппы, а те разделали свои роли под орех.
Изжеванные сотнями ртов реплики налились соком и зазвучали, как в первый раз. Надоевшие
характеры подновлены, перелицованы и «сидят» на актерах превосходно.
Главная приманка сафоновского
кастинга – Владимир Епифанцев в роли Треплева. Епифанцев славится своей
скандальностью -- его бессчетное число раз выгоняли из
театрального училища – и хулиганскими постановками типа незабвенной «Анны
Карениной-2». Сафонов рассудил, что его однокурсник в роли искателя новых форм
составит приятный контраст народным артистам и вольет
свежую кровь в организм театра. Однако демонический Епифанцев, попав на академическую сцену, остепенился и
позволяет себе фиглярствовать только на поклонах. В остальном
же это образцовый герой-любовник – мускулистый, симпатичный, с густым голосом и
грустными глазами. Он правильно и убедительно проживает каждую сцену спектакля,
но не умеет создать характер. Спроси зрителя – талантлив или нет его Треплев, серьезен или кривляется –
никто не найдется с ответом.
Епифанцева вообще в «Чайке» много.
Инфернальный отсвет его хоррор-режиссуры лежит на
скромной постановке Сафонова. Епифанцев придумал для
«Чайки» оформление – готические руины старого театра и кроваво красный закат,
на фоне которого мрачными силуэтами застывают фигуры героев. У Епифанцева Сафонов научился использовать микрофоны и
работать со звуком, так что время от времени его персонажи заговаривают
устрашающе низкими голосами. Шамраевское «Браво, Сильва!» звучит как реплика из «Ночи живых мертвецов».
Чуть-чуть смелости, и у Сафонова мог бы получиться стильный
ужастик про вампиров Тригорина (Сергей Маковецкий) и Аркадину (Людмила Максакова), которые пьют молодую кровь из
начинающих деятелей искусства – Треплева (Епифанцева) и Нины (Анны Ходюш).
Жуткий грим и дьявольская моложавость Максаковой, пугающая заторможенность
Маковецкого, словно вспоминающего своего садиста Иоганна в балабановском
хорроре «Про уродов и
людей», как нельзя лучше вписались бы в эту концепцию. Однако Сафонов убоялся кича и не стал превращать чеховскую пьесу в бал вампиров. В результате, «Чайка» осталась вообще без концепции.
И ничего страшного не произошло. Актеры азартно перетягивают
одеяло на себя и играют кто во что горазд. Зрители
получают удовольствие, глядя, как народные артисты валяют дурака,
становятся на голову, ходят колесом и перемигиваются со знакомыми в первом ряду.
Вахтанговская< «Чайка» похожа на бразильский футбол:
стратегии никакой, зато звезды блистают так, что больно глазам.
В спектакле Сафонова есть моменты,
ради которых режиссеру можно простить все, что угодно. Это явление брюзгливого
Дорна (Вячеслава Шалевича), с ужасом отпихивающего влюбленных
женщин и цедящего свои реплики, как цикуту. Это смешная разборка Тригорина и Аркадиной, где влюбленный
писатель суфлирует ревнивой актрисе. Надо видеть кислую как уксус физиономию Тригорина-Маковецкого, когда он сквозь зубы подает Аркадиной-Максаковой ее коронные реплики: «Сокровище мое,
отчаянная голова, ты хочешь безумствовать…» И наконец,
это Юрий Яковлев – Сорин, который выезжает на сцену в инвалидной коляске,
словно старенький, давно вышедший на пенсию бог из машины. Он всеведущ и
деликатен, робок и мудр. Иногда кажется, что это он написал всю эту пьесу,
сотворил ее персонажей и, смущенно похохатывая, следит за их игрой.
Павел Сафонов, как говорят футбольные комментаторы, ничем
себя в «Чайке» не проявил. Зато его старшие коллеги оттянулись сполна, и
сыграли один из самых забавных спектаклей сезона.
Виктория Никифорова
|