|
"Три сестры"
Секс в маленьком городе
"Мастерская Фоменко" выпустила "Три сестры" -- свой первый спектакль на большой сцене. Эксперимент дал неожиданные результаты
Обычно, театральный эксперимент - это когда актеры большого солидного театра долго репетируют по углам под началом какого-нибудь ниспровергателя основ, а потом играют спектакль под лестницей для тридцати-сорока человек. Но бывает и наоборот. Только что "Мастерская Петра Фоменко" выпустила спектакль "Три сестры" -- совершенно невиданную для себя постановку, отчаянной смелости эксперимент.
Впервые Петр Фоменко поставил со своими учениками большую классическую пьесу, традиционный репертуарный хит. До этого классические пьесы ставили на "фоменок" приглашенные режиссеры. Сам же создатель театра выпускал со своими учениками изысканные фантазии на темы русской прозы.
Впервые ученики Фоменко вышли из знаменитого подвала на Кутузовском на большую сцену. "Три сестры" -- первая их постановка, изначально предназначенная для традиционного сценического пространства. Здесь и декорации, и костюмы, и свет, -- все по-настоящему, все, как у больших. Артистам Фоменко пришлось освоить новый стиль актерской игры и научиться управлять залом, в котором сидит не сотня их почитателей, а тысяча вполне случайных людей.
Все это выглядит так, словно маленькая киностудия, производящая независимое кино, вдруг взялась за постановку блок-бастера с многомиллионым бюджетом. В кулуарах уже печалятся: как бы нежный цветок неподражаемого фоменковского стиля не завял на большой сцене. Но "Три сестры" оказались вполне успешным экспериментом.
Про это
Единственное, что решительно не удалось "фоменкам" в "Трех сестрах", -- это монологи насчет того, какой будет жизнь "через двести-триста лет", и прочая философия. Но покажите мне современных "Трех сестер", где эти монологи звучали бы сильно. Ни в одной московской версии рассуждения о том, что "надо трудиться", не вызывают у зрителей - да и у актеров - ничего кроме зевоты. Очевидно, что бессмертные реплики просто морально устарели. Современные люди, которые реально трудятся по восемь часов в день, их понять не в состоянии.
Зато когда дело заходит о любви, "фоменки" отыгрываются за неудачу. Этот лепет, эти вздохи, эти ахи, эти охи, -- конкурентов им в плетении психологических кружев на сцене, конечно нет. Их душевные движения так сильны и грациозны, что мы следим за этим невидимым балетом, затаив дыхание. "Фоменки" делают подтекст более ярким и интересным, чем текст. Но подтекст этот один и тот же - их героев снедают любовь и ревность.
Страсти на сцене кипят, как в каком-нибудь телесериале. "Три сестры" Фоменко - это "Секс в маленьком городе сто лет назад". Маша (Полина Кутепова) сходит с ума по Вершинину, Наташа (Мадлен Джабраилова) успевает ублажать и собственного мужа, и Протопопова, Соленый (Карен Бадалов) и Тузенбах (Кирилл Пирогов) наперебой домогаются Ирины (Ксения Кутепова). И даже Ольга (Галина Тюнина) мечтает хоть о каком-нибудь муже.
Здесь даже философствуют от любви. Мужчины хотят произвести впечатление на женщин, -- вот и пускаются в рассуждения. По глазам понятно: Вершинин (Рустем Юскаев) мечтал бы сейчас обниматься с Машей. Но в гостиную набежали гости, приходится сублимироваться в выспренних монологах. И начинается "через двести, триста лет…"
Борьба полов за зрителя
Всегда считалось, что труппа Фоменко - женская, по преимуществу. Что актеры там на подхвате и на вторых ролях. В кино, при этом, успехи учеников и учениц Фоменко были примерно равны. В телесериалах ученики оказались более востребованы. На большой сцене борьбу полов с большим преимуществом выиграли мужчины. Это еще один неожиданный результат эксперимента под названием "Три сестры".
Да, сестры Кутеповы бесконечно обаятельны, а Мадлен Джабраилова превращает свою Наташу в совершенно незабываемую железную леди с кошачьими ухватками. Но посреди действия зал разражался овацией только три раза. Первый раз - когда захлюпал носом Чебутыкин (Юрий Степанов). Второй - когда Соленый (Карен Бадалов), чопорный и зажатый, попытался, цепенея от смущения, признаться в любви Ирине. И третий - в финале, когда Тузенбах (Кирилл Пирогов), размахивая, словно белым флагом, штатским пальто и шинелью, уходил, танцуя, на смерть.
Главный же результат "Трех сестер" был незаметен, но очень важен. В первом антракте - а "Три сестры" спектакль нелегкий, идет больше четырех часов - из первого ряда ушел человек. Это был совершенно случайный зритель. Он не принадлежал к фанатам "фоменок", у него просто нашлось две тысячи рублей на билет. Так вот, во втором акте, немножко опоздав, зритель вернулся, досидел до конца и хлопал на поклонах. Это, мне кажется, лучшее доказательство того, что эксперимент Петра Фоменко удался.
Виктория Никифорова
|