|
«Большая жрачка»
Ни …
кроме правды
Ни …
кроме правдыТеатру.doc исполнился
один год. В новом спектакле «Большая жрачка» театр побил личный
рекорд сценического реализма
«Большая жрачка» -- самый экстремальный
спектакль сезона. Перед началом представления нервных и беременных
просят выйти из зала. Тех, кто не выйдет, потом выносят: если они
еще переварят сверхъестественное количество мата, то обязательно
задохнутся в насквозь прокуренном зале. Любители сильных ощущений
приходят за полчаса до начала, занимают места в первом ряду и
получают реальный шанс поучаствовать в шоу – например, получить по
голове.
Персонажи «Большой жрачки» выражаются так,
что покраснели бы даже думские сидельцы: «Ну, … , здорово, …! Это
же, …, как у этого, … , как его, …, ну, «Повар, вор, его жена и ее,
…, любовник!» В середине спектакля актриса стягивает с себя трусы и
садится верхом на партнера, раскачивая бедрами в десяти сантиметрах
от зрителей. В финале на сцену вывозят голого мужика, обмазанного
паштетом «Нежный». Следует большая драка с швырянием стульев друг в
друга и паштета -- в зрителей. Много видели мы за последний год в
Театре.doc, но такого еще здесь не было.
Юбилейное
Театр.doc существует год и
специализируется на документальной драме. Драматурги – среди которых
такие раскрученные, как Максим Курочкин – ходят с диктофонами за
самыми разными людьми – от бомжей до студенток гуманитарных вузов –
и записывают их прямую речь. Потом из этих монологов возникает
пьеса. Авторы пытаются как можно аккуратнее вмешиваться в поток
чужого сознания и избегают привычных драматических ухищрений. Эта
техника называется «verbatim» и близко напоминает метод опрощения,
предложенный кинематографистами – приверженцами «Догмы».
Самый молодой брэнд на столичном
театральном рынке, Театр.doc позиционирует себя как единственное
прибежище для интеллектуалов, которым надоел однообразный
ассортимент столичной сцены. В самом деле, что видит непредвзятый
театрал, листая репертуар и планируя уик-енд? Или ложно-классические
завывания трех сестер или разудалые антрепризы на бессмертную тему
«возвращается муж из командировки». В любом театре зрителю сегодня
стараются сделать красиво, но только Театр.doc заботится о том,
чтобы сделать ему интересно.
Интеллектуалы обрадовались и пошли в
Театр.doc – не только посмотреть, но и поучаствовать. Здесь читали
свои монологи Вячеслав Курицын и Линор Горалик. Театр.doc полюбили
критики: на этой крошечной сцене могут плохо ставить или неумело
играть, но здесь четко знают, как создать «информационный повод».
Здесь идут спектакли про уголовщину и инцест, -- любое издание с
радостью напишет о такой скандальной постановке.
Однако успешно раскрутившись, Театр.doc
столкнулся с внутренними проблемами. Главная из них – отсутствие
адекватной режиссуры. Новая драма на допинге документов убегает, как
Бен Джонсон на стометровке, а режиссура плетется за ней, охая и
кряхтя, как старый дед.
Постановщики решительно не знают что делать с этими пьесами, так не похожими на Шекспира, которого они учились ставить в вузах. Поэтому большинство спектаклей Театра.doc похожи на школьные концерты к дню рождения Ленина: сначала читает Маша, потом Петя, а потом Марья Иванна играет на пианино Аппассионату. Точно так же – на голоса -- читают в Театре.doc пьесу «Первый мужчина» Елены Исаевой или «Песни народов Москвы» Максима Курочкина и Александра Родионова.
В
результате, спектакль часто проигрывает пьесе. Современной драме
нужны театральные ноу-хау, которых в России пока не знают.
Покончить с «чернухой»
Зато в России знают, что такое «чернуха».
Ее тень, как черный человек, крадется за новаторами из Театра.doc.
«Чернуха» расцвела в эпоху перестройки, когда сцену заполонили
патологоанатомические истории сюжеты из жизни бомжей, проституток и
уголовников. Сейчас эта драматическая традиция находится при
последнем издыхании, но до сих пор консерваторы, презирающие
Театр.doc, брезгливо цедят сквозь зубы: «ну что это за спектакли?
Это же чернуха…»
Однако «чернуха» возникает не тогда, когда
на сцену выходят бомжи или уголовники. Она не имеет никакого
отношения к нецензурной ругани, сексу и насилию. «Чернуха» -- это
прежде всего социальный пафос и обличение. «Посмотри, как мы живем!»
-- кричит она зрителю, раздирая на себе одежды и обнажая язвы. –
«Так жить нельзя!» Драматурги типа сибиряка Николая Коляды или
англичанина Марка Равенхилла обожают своих немытых, обкуренных,
вечно пьяных героев и выставляют их жертвами несправедливого
общественного устройства.
Этого дешевого социального пафоса в
Театре.doc хватает. Недавно там вышел спектакль «Песни народов
Москвы». Драматурги Курочкин и Родионов записали на диктофон
монологи бомжей, а режиссер Георг Жено соорудил из них бойкий
«концерт». Поначалу публика смеется: забавно, действительно,
слушать, как нищие алкоголики читают стихи, признаются в любви и
рассуждают о политике. Но завершается концерт благотворительным
зонгом: актеры, выйдя из образов, уговаривают нас помочь бомжам. Их
сентиментальный хор режет слух фальшивой нотой.
«Большая жрачка» хороша тем, что милости к
падшим здесь нет и в помине. Дело в том, что драматурги Александр
Вартанов и Руслан Маликов бегали с диктофонами не за бомжами или
уголовниками, а за телевизионщиками. Монологи, составившие «Большую
жрачку», записаны в прокуренных кабинетах Останкино, где труженики
голубого экрана ваяют ток-шоу типа «Окон». Никаких интеллигентских
комплексов по отношению к коллегам-сценаристам драматурги не
испытывали. Глупо же жалеть телевизионных халтурщиков, которые
мечутся как угорелые в поисках людей с улицы, согласных изобразить в
студии любовный треугольник, и за десять минут придумывают
«гибельные сюжеты» вроде: «женщина плавает в бассейне с вареными
макаронами».
Поэтому у Вартанова и Маликова получился
дико смешной и по-хорошему безжалостный спектакль. Любой работник
умственного труда с удовольствием узнает этот завистливый треп в
курилке – «у нее тридцать сюжетов в месяц проходит, а у меня
половину зарезали» -- эту лесть в глаза начальнику и ругань за его
спиной, эти стоны непонятого гения -- «нетворческая работа, кайфа
нет», эти пьянки на рабочем месте и служебные романы, плавно
перетекающие в мордобой. Так в Театре.doc покончили с «чернухой».
Вперед к хэппенингу!
Актеры в «Большой жрачке» оттягиваются
вовсю – пьют, плюются, ковыряют в носу. Бьют друг другу морды, потом
целуются, потом опять дерутся. Мастурбируют – или, по крайней мере,
делают вид. Ругаются нехорошими словами. Обзывают публику. Зритель
им невольно завидует. Всем хороша «Большая жрачка» -- жаль только,
что публика почти не участвует в происходящем.
В этом спектакле режиссер Георг Жено
наконец нашел то театральное ноу-хау, с помощью которого стоит
ставить современную драму. Это хэппенинг – представление, в котором
участвуют все: и актеры, и публика. Жанр бурным цветом расцвел на
Западе в 60-е. К нам слухи о хэппенинге докатились только 10 лет
спустя. В 70-е годы группа «Коллективные действия» устраивала
групповые акции под названием «Поездки за город». В 80-е разразились
рядом перформансов медгерменевты. Но даже эти полуподпольные
группировки не рисковали устроить настоящий хэппенинг – действо без
сценария, в котором может участвовать любой зритель, в том числе и
случайный.
Типично российская робость актеров перед
залом заметна даже в самые рискованные моменты «Большой жрачки», и
это единственный недостаток спектакля. Александру Вартанову, который
играет ведущего ток-шоу, не хватает смелости, чтобы по-настоящему
обложить и напугать зал. Он боится спровоцировать публику. Крикни
ему кто-нибудь в ответ из зала, он бы не нашелся что
ответить.
Впрочем, у Театра.doc еще есть время,
чтобы научиться не бояться публики. Пока же его спектакли повышают
содержание адреналина в крови не хуже, чем прыжки с парашютом.
Здесь, на двадцати квадратных метрах в подвале в Трехпрудном
переулке -- самая высокая концентрация театральной энергии в городе
Москва.
Виктория Никифорова
|