Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Терроризм"

"Терроризм" грозит Европе

Братья Пресняковы, модные драматурги из Екатеринбурга, далеко не дожив до юбилейного возраста, устроили в Москве фестиваль в свою честь. Формат оказался скромным. В программе фестиваля были показ спектакля "Пленные духи", который давно и успешно идет на сцене Центра драматургии и режиссуры, а также презентация новой книги Пресняковых - романа "Убить судью". Но самым громким событием мини-фестиваля стало представление пьесы "Терроризм": братья сами поставили ее в венгерском театре "Мерлин Шинхаз".

"Терроризм" сейчас идет по всей Европе и в США. В Москве его пару лет назад поставил Кирилл Серебренников. Насмотревшись на чужие постановки, братья попробовали дебютировать в режиссуре, чтобы показать, как правильно надо ставить их хит.

Для начала публику загнали на сцену. Во всех проходах стояли здоровенные амбалы в масках и форме спецназовцев и, угрожающе помахивая дубинками, не пускали зрителей на их места. Спектакль между тем уже шел. Актеры спорили о том, кто заминировал аэропорт, что делать и кто виноват. Зрители терпеливо дожидались, когда, по режиссерскому замыслу, им можно будет сесть, потом покорно - точь-в-точь как очередь на досмотр в аэропорту - занимали места согласно купленным билетам.

Пресняковы изрядно сократили свою пьесу и заставили венгерских артистов играть ее в бешеном темпе. От этого она выиграла чрезвычайно. Любые режиссерские ухищрения - тому свидетельство "Терроризм" Серебренникова в МХТ - утяжеляют эту пьесу и делают ее мучительно дидактичной. Венгерские актеры гонят диалоги на предельной скорости, антураж минимален, Пресняковы не утруждают себя выдумыванием театральных метафор. В этой облегченной, низкокалорийной форме рассуждения о повседневном терроризме воспринимаются и усваиваются куда лучше.

Венгерский вариант хорош и отсутствием психологизма - того, который на корню губит все постановки современной драмы в России. Актеры не пытаются вживаться в роли или отождествлять себя со своими героями. Они играют не живых людей, а модели человеческих отношений. "Терроризм" -- пьеса идей. Она нуждается именно в такой, лишенной быта и психологических нюансов, стерильной постановке.

Импортный "Терроризм" упакован ярко и скандально. За границей Пресняковы позволили себе то, чего не позволяют на чопорной родине. Сцена в постели сыграна с максимальным приближением к реальности. Сцена в душе стала предлогом для шоу в стиле "Полной обнаженки". Амбалы-спецназовцы, разыгравшись, весьма чувствительно пихали зрителей. Публика охала, ахала, хихикала, -- словом получала ту рекордную дозу адреналина, которую гарантирует хорошая современная драма.

Виктория Никифорова