|
«Облом Off»
Боязнь пространства
Михаил
Угаров написал великолепную пьесу: остроумные перепалки, глубокомысленные
монологи, динамичное действие, колоритные характеры, три-четыре шутки, которые
будут всплывать в памяти годы спустя. После его «Облом Off» все разговоры о кризисе
современной драмы пора прекращать. Но поставил он ее так, словно почему-то
стесняется собственного текста.
Такое
впечатление, что Угаров, впервые выступающий в роли режиссера, все время
боялся, что зрители чего-то недопоймут в его >пьесе и,
не дай бог, заскучают. Он придумал кучу приспособлений для актеров, оснастил
действие хохмочками и примочками. Благодаря этому, актеры чувствуют себя легко
и свободно, но иногда действие начинает напоминать провинциальный
КВН. Угаров использовал все запрещенные постановочные приемы, даже вывел на
сцену пару детей. Кажется, что только отсутствие в штате Центра драматургии и
режиссуры дрессированной кошки не позволило ему оживить действие с помощью
четвероногого друга. На балкончике пилит на скрипочках, сопровождая действие
крошечный оркестрик, с легкой руки Кустурицы внедрившийся во все модные
постановки. Ничего не забыто.
Но несмотря на эту наивную заботу о публике, зрителю, пришедшему на «Облом Off»,
можно только позавидовать. Он попадет на райски неспешный, пленительно
остроумный спектакль, где талант исполнителей конкурирует с качеством текста.
Отвыкшим от качественного театрального продукта потребителям остается только, разинув рот, следить за тем, как актерская интонация играет
в поддавки с авторской мыслью.
Пьеса
Угарова, написанная по мотивам «Обломова», существует не в 19-м веке и не в
21-м. Ее герои живут в великом нигде русской
литературы. Это неуютная ничья земля, по которой они слоняются, ведя
бесконечные разговоры, витая в облаках, строя воздушные замки. Странный человек
Обломов, но «не странен кто ж?» Всем угаровским симулякрам неуютно в жизни, все
они, как могут, прячутся от нее. Штольц, как безумный, с головой уходит в
«дела», доктор катается по комнате на деревянной лошадке, Ольга Ильинская поет
«Casta diva» и пишет Обломову
многостраничные списки книг, которые он должен прочитать. Самый наивный из них
Обломов просто лезет под стол и предупреждает: «Я в домике».
Все
эти тонкие, запутанные отношения, что рвутся, как плохая пряжа, молодые актеры
Центра распутывают с удовольствием. Они по старинке сосредоточенно общаются с
партнером, умело молчат на крупном плане и возвращают весь лоск и блеск
затертому понятию «психологический театр». Четкий, как графический силуэт,
врезается в мизансцены Штольц (Андрей Белый). Как Дон Кихот с ветряными
мельницами сражается с согласными в слове «предупреждены» доктор (Артем Смола).
Уходит в себя, прячась за шторами век, Обломов (Владимир Скворцов). И мелким
бесом рассыпается Захар (Владимир Панков), скандальное alter ego своего безответного хозяина.
Пьеса
Угарова несколько лет пролежала во МХАТе им. Чехова, руководство которого
регулярно ищет хорошие новые драмы. В конце концов Угаров забрал ее и поставил
сам в Центре драматургии и режиссуры п\р Казанцева и
Рощина. Теперь перед каждым спектаклем «Облом Off» перед Центром собираются
толпы фанатов и, нарушая все законы пространственной геометрии, переполняют крошечный,
на 150 мест, зал. А тем временем во МХАТе, при поддержке министерства культуры,
идет конкурс на лучшую современную пьесу.
Виктория Никифорова
|