|
"Еще ван
Гог..."
Раз ван Гог, два ван
Гог...
Фокин думал, что ставит
спектакль "Еще ван Гог..." про художника, а поставил -- про психа.
Очень симпатичный, аккуратно причесанный псих в исполнении Евгения
Миронова -- тут полагается закатить глаза и воскликнуть: "Ах,
Миронов! каков Миронов!" -- сидит на авансцене и время от времени
выкрикивает красивые слова "Охра желтая! Хром изумрудный!" Потом --
с пугающей, неуследимой стремительностью -- скрывается где-то в
углу, появляется вновь и надолго замирает, профессионально фиксируя
стеклянный взгляд на первом ряду балкона и мелко дрожа губами.
Миронов вообще любит дрожать губами -- в паузе это помогает тянуть
одеяло на себя. Здесь же его роль -- сплошная пауза.
Фокин поставил спектакль из жизни
обитателей сумасшедшего дома, не озаботившись такой мелочью, как
пьеса, и главной звезде Табакерки текста не досталось вообще. Сама
по себе идея Фокина -- на уровне замысла, на уровне буклета --
хороша: превратить спектакль из действия со словами в чистое
действие, до отказа наполнить сценическую коробку звуковой и
визуальной материей, попытаться прорваться к зрительскому сочувствию
на уровне эмоций, а не рассуждений.
Парадокс в том, что до сих пор
осуществлять этот большой отказ от Слова Фокин мог, только опираясь
на хорошие тексты -- Гоголя, например, или Кафки. Есть к тому же и
еще одно несоответствие: бессловесность фокинского опуса никак не
работает на его тему. Он словно позабыл о том, что лучшие пьесы о
психах -- "Гамлет", там, или "Генрих IV" -- как раз невероятно
многословны. Сумасшедшинка героев играет на полях безразмерных
монологов, травестируя, деконструируя смысл, но отнюдь не разрушая
его.
У Фокина же предлагаемые обстоятельства
психушки становятся поводом для нескольких более или менее грамотно
выполненных этюдов. Лучшим актерам страны просто негде играть:
лишившись спасительной опоры драматического текста, они битый час
падают с хилых конструкций савельевских диалогов -- хотя, надо
признать, этот пролет над гнездом кукушки не лишен изящества. И пока
они носятся по сцене, размахивают руками и прыгают на пружинных
кроватях, дело обстоит не так уж плохо.
Но тут на сцену выходит прошлогодний
лауреат Антибукера, юная надежда русской драмы Иван Савельев, и музы
испуганно замолкают. Иван Савельев порадовал публику (и, конечно же,
актеров) такими диалогами: "Я -- мать!" -- "А я врач!" А вместе с
диалогами -- наперекор фокинскому замыслу чувственного
синтетического театра -- на свет рампы повыползли размышления о
природе безумия, набившие оскомину еще во времена Ломброзо.
Например, что первично -- гениальность или помешательство, где
граница между нормой и безумием, нужно ли резать себе ухо, чтобы
писать хорошие картины или можно их писать и так, и т.д. и т.п.
Заметно, что Фокин, словно Берлага,
поленился ознакомиться со специальной литературой. Подчитав Фрейда и
Фуко перед тем, как навещать сумасшедший дом, он открыл бы для себя
множество занятных сюжетов, а, пролистав "Гамлета", смог бы увидеть
старую и неотменимую связь безумия и театра. Почувствуй он это
лицедейство сумасшедшего, опасную и захватывающую игру на грани
искренности и актерства, и его актеры были бы обеспечены коронными
ролями. Но именно притворства, умножающего и -- тем же жестом --
отменяющего реальность в бесчисленных зеркалах своей игры, в
спектакле Фокина нет и в помине.
В результате мы так и не понимаем, что же
Фокин с помощью Савельева пытается нам сказать. На словах он
уговаривает нас, что разницы между нормой и сдвигом по фазе нет
никакой, а на деле стены сумасшедшего дома, открывшиеся перед нами в
начале, мирно закрываются в конце представления, а японочка,
залетевшая на сцену прямо из расстроенного сознания героя, скромно
скрывается за кулисами. В финале иной мир исчезает с глаз долой, и
каждый остается при своих -- мы с нетронутым критическим разумом,
герой Миронова -- с отрезанным ухом.
Все-таки Фокин, сколько он ни называй себя
учеником Гротовского, сколько ни пиши манифестов -- законченный
реалист, трезво мыслящий и аккуратный, как немец. И зачем он вообще
за этот сюжет взялся? Тем более что надеяться убедить сегодняшнего
обывателя -- особенно профессионального арт-критика, что гений и
безумие вполне совместны, может только неизлечимо наивный
человек.
Потребитель современного искусства твердо
убежден, что талант -- талантом, а художник тоже человек. Причем
весьма сведущий в искусстве самопродажи. День-деньской он кровью
сердца пишет свои шедевры, а вечером, подсчитав выручку, бежит на
угол за пивом и располагается перед телевизором. Для публики он
может быть сколь угодно велик и невменяем, но для себя, для семьи --
он мал как мы. Примерам подобного здорового двуличия несть числа, и
не Евгению Миронову -- ах, Миронов! как он глядит! -- спорить с
Уорхолом и Куликом.
Виктория Никифорова
|