|
«Вий»
Ночь живых
мертвецов
Ночь живых
мертвецовЧусова переписала гоголевскую
повесть, превратив ее в сценарий модного молодежного
ужастика. Вся первая половина, в которой повествуется о том, как на свою беду Хома Брут познакомился с
ведьмой-панночкой, вылетела к чертям. Действие начинается энергично,
как в каком-нибудь «Крике»: студент философского факультета попадает
в глухую деревню. Неизвестно почему он должен читать отходную по
дочери старого сотника, погибшей при невыясненных обстоятельствах.
Естественно, покойница оживает и начинается гибельный сюжет с
участием зомби, вампиров с синими лицами и прочих насельников
преисподней.
«Вий» -- фирменный
хоррор, самый страшный сюжет русской прозы. Приятно
было бы сделать из него наш достойный ответ Фредди Крюгеру. Работящая Чусова могла
бы поставить сюжет на поток и каждый сезон радовать
нас сиквелом -- «Вий-2», «Вий-3» и далее по списку. К
сожалению, не получилось. Все хорошо в этом «Вие» -- бойкий ритм, шутки, хохмы, грустные глаза Павла Деревянко в роли Брута – только не страшно ни секунды. Не визжат
впечатлительные зрительницы, не дрожат театральные критики,
-- только смеются.
Мистический ужас, пронизывающий «Вия», входит в клинч с
жизнерадостным стилем режиссера. Что Чусова не
ставит, у нее выходит комедия, и этот спектакль не исключение. Жуткие истории про то, как Панночка губила простодушных козаков, ее герои разыгрывают в дурацких самодеятельных представлениях.
Бессмертное «Поднимите мне веки!» превращается в уморительную репризу: два козака-зомби выводят на сцену маленькое существо в овчинном
тулупе и огромном треухе, сползающем на глаза.
Чусова могла бы пойти по этому
пути до конца и превратить гоголевскую историю в черную комедию, малороссийский
гран-гиньоль. Но в какой-то момент она вспоминает, что ставит триллер и
начинает нас пугать. Правда, спецэффектов в ее распоряжении куда меньше, чем у
авторов «Кошмара на улице вязов». Все средства устрашения в «Вие» -- это заунывная музыка,
подобранная Владимиром Панковым, тонкий голос Деревянко,
заунывно восклицающего «Холодно! Страшно!», да синий прожектор, который ловко
крутится и часто моргает, словно в театре Пушкина испортилась электропроводка.
К тому же публика, только что умиравшая от смеха, глядя, как
толстая Хвеська (Наталья Скорогодова)
изображает из себя роковую красавицу, не может быстро перестроиться и в самые
страшные моменты хихикает. А когда оживающая панночка начинает шевелить в гробу
пальцами ног, зал просто икает от хохота. Поэтому завывания Деревянко,
от души жалеющего своего философа, звучат как-то неестественно: понятно же, что
эта миленькая покойница (Виктория Исакова) не сделает ему ничего плохого.
Зря, наверное, Чусова выбросила из
спектакля завязку «Вия». У Гоголя все понятно: ведьма, убитая Брутом, хочет ему
отомстить. Чего хочет панночка у Чусовой, не знает никто – ни бог, ни Вий. То она играет с бедным философом как кошка с мышкой,
то требует от него любви, то начинает проделывать какие-то магические пассы на
манер дона Хуана. Чусова вставила в свою инсценировку кусочки
из других повестей Гоголя: в ее пьесе, словно трупы в Днепре,
мелькают отрывки из «Майской ночи» и «Страшной мести». Но зато она утеряла
самое главное – мотивировки персонажей. Остался только вполне
голливудский, достойный третьесортного ужастика прием -- добродушные козаки в ночных сценах почему-то превращаются в вампиров и
запугивают бедного Хому до потери сознания.
В общем, фанаты ужастиков могут
оставаться дома. Умереть от страха на «Вие» не
удастся. Зато можно вдоволь повеселиться.
Виктория Никифорова
|