|
"Непостижимая женщина, живущая в нас, или Любовные игры"
"В чем значенье ягодиц?"
Таким вопросом задался герой нового спектакля Романа Виктюка. Ответ оказался предельно неожиданным. "Непостижимая женщина, живущая в нас, или Любовные игры" доказывает, что культовый режиссер еще может нас удивить.
Критика регулярно отпевает Романа Виктюка, но на каждую его премьеру все равно собирается полный зал. Для режиссера его поколения - а Виктюку в этом году стукнет 70 - это само по себе достижение. Но еще поразительнее то, что постановщик ни малейшей долькой не отступается от лица и не делает своей публике никаких поблажек. Он ставит предельно авторский спектакль, не заигрывая со зрителем и не навязывая ему облегченный вариант своего стиля. Он упрямо "грузит" зрительный зал философскими проблемами. Как ни странно, зрителям это нравится.
"Непостижимая женщина" представляет полный ассортимент фирменных приемов Виктюка. Актеры выпевают текст с полным пренебрежением к правде жизни. Интонации манерны, жесты условны. Каждая мизансцена - картина. Каждое слово, каждый взгляд, каждый шаг вплетены в хитроумную партитуру театрального зрелища. За последние двадцать лет театр Виктюка превратился в законченный, хорошо известный ритуал. Мы наперед знаем, что сначала артисты будут говорить эротическим шепотом и принимать томные позы, а потом выйдет кордебалет и лихо спляшет под мелодии и ритмы зарубежной эстрады. В Японии есть театр Но, где мизансцены, грим и костюмы не меняются веками. У нас ту же роль исполняет театр Виктюка. И с не меньшим успехом.
Первые минут двадцать действие "Женщины" вязнет в традиционных мизансценах, но вскоре действие разгоняется и не снижает скорости вплоть до финала. Сквозь эротический туман вырисовывается остроумный драматический сюжет. Реплики и ситуации становятся все смешнее. К финалу зрительный зал хохочет так, что мог бы разбудить мертвых. Даже странно, что недавно умерший израильский драматург Ханох Левин не выходит на поклон.
Левин написал свою куртуазную комедию о войне полов специально для театра Виктюка. Рассказывает она о нашей современной жизни, но написана торжественным пятистопным ямбом. Речь идет о вполне банальных вещах, но традиционный фарсовый сюжет автор сумел обогатить неглупыми мыслями.
Герой "Женщины" (Дмитрий Бозин) -- незадачливый влюбленный. Годами он домогается своей Прекрасной Дамы (Вера Сотникова), стонет, ноет, воспевает свою любовь, а Дама тем временем отдается другим. Влюбленный пытается притвориться крутым, немногословным, сексапильным мачо, но в самый ответственный момент киксует. Но вот свершилось! Дама объявляет ему, что все эти годы любили только его. В следующем эпизоде она, подвывая от страсти, носится за героем по сцене, а он возмущенно шипит: "Вот пристала!" Разъясняет эту характерную метаморфозу финальный монолог. Влюбленный объясняет нам, что обычные женщины несовершенны: они стареют, увядают, надоедают. Вечное счастье способна нам дать только "непостижимая женщина, живущая в нас," -- бестелесный идеал, в мечтах о котором так сладко засыпать и просыпаться на одинокой постели. Этот триумф мечты над реальностью - любимая тема Виктюка.
Проблема современного отечественного театра - богатого, востребованного, перенасыщенного спецэффектами, -- в том, что режиссеры держат зрителей за идиотов. Словно манной кашкой их потчуют туповатыми комедиями и рутинными мелодрамами, банальными идеями и надоевшими ужимками народных артистов. Редкий постановщик рискует сегодня разговаривать с залом на-равных. Виктюк этого не боится. Пятистопный ямб, изощренная пластика, сложный саунд-трек, отстраненная манера актерской игры, -- зрителю "Женщины" никто не обещает легкой жизни. Но судя по аплодисментам, зритель от этого в восторге.
Виктория Никифорова
|