Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Золушка"

Как живется Золушке на Луне

Инъекция современных технологий возродила дряхлеющий жанр большого русского балета. "Золушку" Юрия Посохова и Юрия Борисова не стыдно вывозить на гастроли: она демонстрирует новое, радикально омоложенное лицо Большого театра.

"Золушка" с самого начала задумывалась как визитная карточка нового русского балета. Она должна была доказать, что Большой театр здесь по-прежнему "впереди планеты всей". После премьеры ясно: может, и не впереди, но уж точно на уровне. Команда постановщиков сумела объединить новейшие театральные ноу-хау с почтенными отечественными традициями. Результат - яркое, забавное, изобретательное шоу.

На руках у Большого было два козыря. Это роскошная музыка Сергея Прокофьева -- разливанное море лирических мелодий, в глубине которого скрываются до поры хищные чудища -- тревога, отчаяние и тоска. И давняя традиция постановки больших многоактных балетов - такие блок-бастеры, как в Москве, редко отваживаются ставить на Западе. Ту же "Золушку" современные хореографы сокращают обычно чуть не вдвое.

В дополнение к этому команде постановщиков удалось "прикупить" козыри за границей. Из США приехал Юрий Посохов - экс-танцор Большого, ставший успешным хореографом. Москва знает его по "Магриттомании", поставленной в Большом. В качестве режиссера к нему присоединился Юрий Борисов: он осовременил историю Золушки, привив к ней мотивы из биографии Прокофьева, киноцитаты и отрывки из Сент-Экзюпери. Но главной звездой шоу стал немецкий художник, провокатор и философ Ханс Дитер Шааль.

Шааль придумал идеальное пространство современной сказки - страшноватой, загадочной, полной спецэффектов. Его декорации сделали старую сказку зрелищной, словно новейший голливудский блок-бастер. Роскошная дворцовая лестница в сцене бала достойна кинобогинь 30-х - не случайно среди разных Золушек, встречающихся Принцу, есть и Марлен Дитрих в своей коронной роли "Голубого ангела". Ноздреватая поверхность Луны, где обитает Золушка в прологе, выглядит так жутко, словно из кратеров сейчас полезут монстры, вроде "Чужих". А шкафы в комнате Мачехи оказываются еще волшебнее, чем в "Хрониках Нарнии" -- за их дверцами скрываются целые миры, сверкающие, заманчивые и опасные.

Разумеется, в таком великолепном антураже сказка Перро несколько померкла. Пришлось ее срочно доводить до ума. Фею заменил Сказочник - подозрительно похожий на Прокофьева композитор, который живет на Луне. Роль Золушки досталась его горничной: она попросила Сказочника отправить ее на Землю и дать ей прожить жизнь прекрасной бедной девушки, мечтающей о Принце. Не тронули только хэппи-энд - но это уж значило покуситься на святое.

В энергичной хореографии Юрия Посохова Золушка похожа на свою тезку из мультфильма Уолта Диснея - она так же решительна, задорна и свободолюбива. В исполнении Светланы Захаровой эта характерность оказалась затушевана: прима Большого не столько действует - дерется с сестрами, влюбляет в себя Принца - сколько застывает в нарциссической меланхолии. Но каждый жест ее так прекрасен, что отчаяние потерявшего ее Принца (в дуэте с Захаровой его танцует Сергей Филин) понятно самым черствым зрителям.

Задолго до премьеры ходили слухи о том, что новая "Золушка" будет трагической, "взрослой" и философской. Но на премьере оказалось, что балет вышел вполне жизнерадостным и очень танцевальным. Что трагическая биография Прокофьева осталась в подтексте - где ей самое место. Что от всей философии остались легкие сказочные мотивы в стиле Сент-Экзюпери. И несмотря на то, что продукт Посохова-Борисова предназначен на экспорт, его с не меньшим удовольствием будут потреблять и отечественные зрители. Детям до 10 лет не рекомендуется - слишком сложно, но все остальные будут в восторге.

Виктория Никифорова